«ТАЙНА ПЕРЕВА...

«ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА»

747
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

The Dyatlov Pass Incident, США – Россия, 2013. 100 мин., R. Реж. Рени Харлин («Крепкий орешек 2», «Остров головорезов»); в рол.: Джемма Аткинсон (Дениз Иверс), Райан Хоули (Энди Тетчер), Мэтт Стокоу (Дженсон Дэй), Холли Госс (Холли Кинг), Люк Олбрайт (Джей Пи Хаузер), Николай Бутенин (Сергей), Сергей Лобанов (бармен), Иван Кудрявцев (телеведущий)

Жанр. Приключенческий триллер с вкраплениями других жанров, раскрыть которые, означает выдать развязку.

Отсчет. Уверен, многие из читающих эти строки знают о трагическом событии, случившемся в феврале 1959 года на Северном Урале с экспедицией, возглавляемой 24-летним студентом Игорем Дятловым. И в СМИ об этом до сих пор пишут, и Википедия подробно рассказывает, и одноименный российский мини-сериал в 1997 году выходил. Поэтому погружаться в детали не буду, замечу лишь, что при загадочных обстоятельствах погибли 9 молодых человек. Что важно, хорошо подготовленных туристов, тщательно готовившихся к акции. Отсюда, кстати, и приурочивание похода к XXI съезду КПСС, что расширяло материальные и организационные возможности. За 16 дней планировалось преодолеть на лыжах 350 км (в местах, которые летом недоступны из-за заболоченности) и совершить восхождения на горы Отортен и Ойко-Чакур. Существует много версий гибели дятловцев, а данная картина фактически предлагает одну из них (на мой взгляд, маловероятную). Известности событию способствует, что осталось много фотографий с похода и записей из дневников его участников.

Машина времени. Представляемый фильм – хороший повод обсудить, как изменился «рюкзачный» туризм за последние десятилетия. И речь не только об оснащении, но и толковании понятий. В ту, еще практически послевоенную, далеко не сытую эпоху, при слове «турист» в голову приходило не пышное тело, изнемогающее на лежаке от прелестей All inclusive, а спортивный образ первопроходца. Причем, еще далекого от участника фестиваля либеральных искусств, в который преобразовался туризм в брежневский период. При этом, несмотря на то, что сам Дятлов был энтузиастом радиотехники, в поход он повел группу без наличия связи. А карта местности была засекречена. Палатка была одна на всех, лыжи не отличались от спортивных и т.д. и т.п. То ли дело оснащение пятерки молодых американцев, прибывших на Урал уже в наше время, чтобы снять фильм-исследование, повторив путь дятловцев.

Безопасность. Просмотр картины дает возможность поговорить о том, как туристу не следует себя вести. Тем более что за рамками сценария гостям из-за океана, скорее всего, и не позволили бы многие из ошибок. Судите сами, трое юношей и две девушки из США, получив грант в рамках студенческого проекта, приезжают в российскую глубинку, не имея никакой поддержки и не зная русского языка. И даже не бронируя ночлеги и транспорт. Хотя обычная работа над фильмом все это предполагает. Как и вовлечение в проект консультантов, переводчиков и т.д. Конечно, это предполагает затраты, но без них все может обернуться куда большими расходами и проблемами. За наших же героев волнуешься еще до того, как они добираются до старта непосредственно похода, начиная с переезда в плацкартном вагоне. Потом туристы в весьма угрюмом поселке ищут попутку. И находят, попивая крепчайший самогон (тот самый, что пили дятловцы) в местном баре. Ехать, правда, приходится в открытом (!) кузове грузовика, но туристов это почти не смущает.

Холод. Да, да, словно советские экстремалы, словно привыкшие к хорошему сервису янки передвигаются по зимнему северу, подставляя под ветер лица, что опасно. Не говоря уж про уши и щеки, которые в таких ситуациях скоропалительно обмораживаются. Впрочем, кино создается по своим законам, которые не всегда совпадают со здравым смыслом. К примеру, всякая палка на экране запросто становится идеальным факелом, а любой фонарик может светить сколь угодно долго. В соответствии с этими клише, отношение к морозу в кино традиционно легкомысленное. Поэтому можно на пронизывающем ветру не застегивать куртку, а в палатке спать даже без белья. В реальной же жизни приходится бороться за сохранение тепла и энергии, а без понимания этого даже суть подвига дятловцев (и постдятловцев) нельзя адекватно оценить.

Производство. С одной стороны, финн Р.Харлин («Скалолаз») – пример успешного внедрения в Большой Голливуд, но с другой, слишком много в его карьере откровенных неудач. И поэтому, его привлечение в практически российский фильм не является большим событием, чем, например, игра американских хоккеистов за клуб из Хабаровска. Разумеется, режиссера-северянина, который сам бывал в лыжных походах, ничуть не пугал российский климат, зато будоражила мистика, к которой он склонен с детских лет. Поэтому Рени уговорил американских актеров ехать с ним в Россию и не концентрироваться на бытовых и производственных проблемах.

Прочая информация. Фильм снимался не на Урале, а в Хибинах, на Кольском полуострове, что было проще с точки зрения логистики и надежнее в отношении нужной погоды. При том, что природа этих мест схожа, особенно зимой. Базой съёмочной группы был Кировск, где нашелся подходящий отель. Сборы в России $2,6 млн.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ