ВОДЯНОЙ ВЫСОК...

ВОДЯНОЙ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

653
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«Пусть уж та2йна Водяного остаётся тайной, так интересней. Но что эта манера делает его не только самым симпатичным актёром нынешней оперетты, но и самым нужным для её будущего, – не важно, для мюзикла, музыкальной комедии или музыкальной драмы, – вот это уж точно». – Так было сказано в газетной рецензии 2 июля 1972 года о творчестве Михаила Григорьевича Водяного (Вассермана). 23-го декабря исполнилось 90 лет со дня рождения этого замечательного человека, чья жизнь была сокращена развязанной недругами подлинной его травлей.

Водяной создал на сцене и воплотил на экране обобщенный, яркий и привлекательный образ Одессита, безоговорочно принятый широкими народными массами. Говорят, что Леонид Осипович Утесов назвал Михаила «полпредом Одессы в Москве». Но известный, призывно звучащий песенный рефрен: «Ты одессит, Мишка!» к Водяному, при этом, относился не в полной мере. Да, «жемчужина у моря» сыграла в его судьбе огромную роль, но он не был одесситом по рождению, как ошибочно полагают многие. На свет Миша появился в Харькове, став вторым ребенком в обеспеченной еврейской семье начальника по снабжению и домохозяйки. Неподалеку от их дома стояла церковь, и мальчишка часами с восторгом слушал, как поет церковный хор. Как-то служитель вывел ребенка из молельного дома 5на улицу к родителям, встревожившимся долгим его отсутствием, и сказал им: «Ваш сын будет знаменитым человеком». Знаменитым, это было бы здорово! Но артистом?.. Даже через десятилетия, когда к Водяному пришел сценический успех, отец его, не без доли сожаления, говорил: «В семье не без урода: вот старший мой два института окончил, а младший – все драмкружки да переодевания…»

Но, как это выведено в поэтической формуле, –

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Да, была художественная самодеятельность, в которой Михаил участвовал с большим увлечением. Окрыленный мечтой – стать артистом – отправился на берега Невы, где был принят на второй курс актерского факультета Ленинградского театрального института. Но грянула Великая Отечественная война, и учебу пришлось прервать. Водяной отправился в Кисловодск, куда в 1938 году переехало из Украины его семейство. В 1943-м дебютировал в труппе Пятигорского театра музыкальной комедии.

Вскоре после войны решено было основать Театр музкомедии во Львове, и Водяного пригласили туда. Свой первый сезон театр открыл в 1947 году опереттой под названием “О1диннадцать неизвестных”. Водяной вспоминал потом: “Нас было тогда одиннадцать, и все мы были действительно никому не известны”. В тот период своей жизни Михаил женился на актрисе Маргарите Деминой, с которой прожил в браке 35 лет, играя вместе с ней главные роли в спектаклях и разъезжая по многим городам с концертными программами. Трудно сказать, как долго супружеская чета продолжала бы оставаться во Львове, но в 1954 году тем высокопоставленным чиновникам, в чьем ведении находись сфера культуры, пришла в голову идея театральной ротации. Дано было распоряжение: труппу львовского театра в полном составе перевести в Одессу, а Одесскую музкомедию отправить во Львов. Так герой нашего повествования оказался у Черного моря. Одесситы сразу приняли его. Достаточно было услышать, как он поет, как остроумно отвечает на реплики из зала, чтобы понять: СВОЙ человек. Перефразируя крылатые песенные строки, я вам, да, скажу за всю Одессу: Водяного вскоре уже знал весь город, с ним подчеркнуто вежливо здоровались на улицах, им гордились как коренным одесситом. Характер легенды приобрел такой вот эпизод. Ког3да режиссером Изакином Гриншпуном готовилась постановка спектакля И.О. Дунаевского по пьесе Владимира Масса и Михаила Червинского “Белая акация”, то Водяному предстояло сыграть на сцене хамоватого стилягу – моряка Яшку Буксира. Быть одетым Яшка должен был броско, “по последней моде”, но подобрать подходящей одежды костюмеры никак не могли. И вот, прогуливаясь по Дерибасовской, Водяной, якобы, заметил некого молодого человека с галстуком, в яркой рубахе, украшенной немыслимыми цветами и пальмами. «Вот – то, что надо!» – Понял актер, и поинтересовался, где можно достать такое одеяние, а после предложил купить у прохожего перенесенный на материю кусок «заморского рая». Владелец «сокровища», однако, узнав Водяного и для верности спросив: «Вы – Миша?», без малейших колебаний, тут же подарил Михаилу понравившиеся рубашку и галстук, да еще долго благодарил за проявленное внимание. Успех оперетты послужил побудительным мотивом к созданию на ее основе фильма-спектакля. Режиссуру осуществил Георгий Натансон. Примечательная деталь: картина эта начинается 6песней об Одессе, которая впоследствии стала официальным гимном города, а для Водяного съемки стали кинодебютом, причем первый «блин» не вышел «комом». Правда, «киношники», после этого, не приглашали актера для участия в новых работах почти десять лет (не считая маленькой роли в фильме Мирона Билинского и Александра Винграновского “Эскадра уходит на запад”, где действие разворачивается в Одессе в 1918-1919 годах). В 1967-м на экраны вышла, ставшая знаменитой и прославившая Водяного, “Свадьба в Малиновке” – музыкальная комедия Андрея Тутышкина по одноименной оперетте Бориса Александрова. Михаила пригласили сниматься в этой картине благодаря тому, что он уже несколько лет замечательно исполнял куплеты Попандопуло – адъютанта атамана Грициана Таврического в Одесской 4музкомедии. О том, как он справился с ролью, можно судить по следующему факту: в 2013 году в селе Малиновка Харьковской области был установлен памятник персонажам фильма, и, в частности, сыгранному Водяным. Колоритный адъютант предстает перед взором жителей и гостей поселка на центральной площади в изваянии из бронзы в полный человеческий рост. А ведь столько воды утекло…

Михаил Водяной снялся впоследствии еще в десятке картин, играя, однако, в основном, эпизодические роли. Наиболее заметным стал образ Георга Стэна, который артист создал на экране в фильме Яна Фрида, экранизировавшего одноименную оперетту Исаака Дунаевского. Что же касается сцены, то за четыре десятилетия работы в музкомедии, Водяной сыграл около 150 ролей. Не все они, однако, были комедийными. В данной связи, можно назвать его сценическую версию Мишки Япончика в постановке «На рассвете» Оскара Сандлера и Тевье-молочника в мюзикле «Скрипач на крыше». В 1976 году ему – опереточному актеру, впервые в истории советского искусства, было присвоено звание «Народного артиста СССР». Суть дела в том, что оперетта не была в почете у тогдашних властей, считавших ее идеологически вредной, но игнорировать популярность «куплетиста» и любовь к нему публики было не возможно. Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного, в Одессе было построено современное здание театра. По его инициативе в городе, воспетом Леонидом Утесовым, появилась улица, названная именем прославленного одессита. К слову, с Утесовым Водяного связывала дружба. Как-то на даче у Михаила Григорьевича, в то время, когда там гостил Леонид Осипович, произошел забавный случай. На глазах у обоих петух погнался за курицей, и уже настиг ее, начав топтать, но как раз в тот момент появилась хозяйка и стала разбрасывать корм. И чтобы вы думали? Петух бросил курицу, которая не смогла скрыть своего удивления и разочарования, и помчался клевать зерно. Водяной громко засмеялся, а Утесов вполне серьезно сказал: «Не дай Бог так проголодаться».

Но, как об этом сказано в одном из афоризмов замечательного писателя Эмиля Кроткого, «на каждого заведующего есть свой завидующий». В 1979-ом Водяной стал художественным руководителем и директором Театра музкомедии, сменив на руководящей должности известного режиссера Матвея Ошеровског8о. В одном из многочисленных интервью народная артистка Украины Людмила Сатосова, коснувшись данного факта, заявила, что инициатором отстранения Ошеровского, якобы, был никто иной, как сам Водяной. Это нашло отражение в рассказе популярного одесского писателя Георгия Голубенко «Трагедия в легком жанре». Впрочем, данный эпизод оказался лишь предгрозьем. Настоящая гроза грянула в начале 1987 года. Кто ищет компромат, тот всегда находит … способы его подбросить, если такового, на самом деле, нет. В дом близкого друга Михаила Водяного нагрянули с обыском сотрудники госбезопасности. Они, как надо понимать, были осведомлены о том, что у этого человека находился ключ от дачи артиста. А на даче у него, что тоже было нежданным гостям известно, собирались большие компании, в которых, порою, оказывались чужие жены. Но внебрачные связи не являлись уголовно наказуемыми. В конце концов, любовницы были и у некоторых руководителей высокого ранга, что являлось секретом полишинеля. В данном же, конкретном случае, производившие на дому «действия по изъятию» выполняли приказ: накопать криминал. Другу Водяного недвусмысленно дали понять: лично он органы не интересует, но мог бы помочь, дав показания на предмет сексуальных связей Михаила Григорьевича с несовершеннолетними. А еще намекнули: взамен заявитель получит «хлебное место» – директора рыбного ресторана. Так, во всяком случае, описывается начало этой истории в материалах, не так давно просочившихся в прессу, после долгих лет замалчивания правды о том, что и как, в действительности, происходило тогда, еще до горбачевской перестройки. Водяного друг не сдал, но дело на этом не остановилось. Напротив, стало набирать обороты. Слухи о растлении «малолеток» народным артистом поползли по городу и привели к обсуждению (и осуждению) Михаила Водяного (без каких-либо доказательств) «товарищами по партии», посчитавшими, что нет дыма без огня. Дальше – хуже. Водяного решили привлечь к уголовной ответственности по заявлению отца одной несовершеннолетней. Еще до суда Михаил Григорьевич отказался был отстранен от всех постов и должностей, которые занимал. Вот только звания «Народного артиста» его не лишили, поскольку это мог сделать только Верховный Совет СССР. Так он и остался – «всенародным Водяным Одессы», как в шутку называли его коллеги-актеры.

Возникает резонный вопрос: кому и зачем понадобилось втоптать любимца тысяч зрителей в грязь? Те, кто попытались непредвзято разобраться в сплетениях событий минувших лет, пришли к выводу о том, что «наезд» на Водяного был звеном в противоборстве двух обкомовских кланов. К одному из них артист оказался ближе в не угоду другому, обладавшему немалой силой (и соответственными возможностями). На суде тяжкие обвинения рассыпались в прах, как безосновательные и грубо сфабрикованные, но наказание, тем не менее, Водяной получил –7 с формулировкой: «сомнительные знакомства, позорящие звание члена партии». Последовал запрет выходить на сцену, что для артиста хуже смерти. Тем более, для такого, популярность которого была, в свое время, поистине огромной. Однажды он опаздывал на премьерный спектакль, и пилоты посадили рейсовый самолет на военном аэродроме, вместо аэровокзала областного центра, откуда добраться до нужного места заняло бы больше времени. И никто из пассажиров не возмутился, ведь они летели с самим Попандопуло! А тут – без работы, с навешанным ярлыком… Удар оказался невыносимо тяжелым и подорвал здоровье Водяного. Он перенес три инфаркта и скончался в 62 года от сердечного приступа 11 сентября 1987-го. Не вынесла душа артиста… Вот что можно прочесть в статье из «Большого «полутолкового» словаря одесского языка»:

«Шалунишка» – так ласково именуется мужчина преклонных лет, свято уверовавший в слова песни «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и сохраняющий до конца жизни юношеский задор по отношению к прекрасному полу, едва успевшему вступить в период окончательного созревания. Именно по ложному обвинению в подобной шалости был затравлен и доведен до гробовой доски единственный в Одессе народный артист СССР М.Водяной. После его смерти выяснилось, что регулярно шалил он только на сцене».

Вспоминается мрачная шутка в духе «черного» юмора: надпись на надгробье: «Спи спокойно, дорогой товарищ. Факты не подтвердились». Безвременная смерть мужа стала для спутницы его жизни большой бедой. Детей у супругов не было, и Маргарита Демина лишилась опоры. При участии вдовы Водяного, Михаилу Григорьевичу был воздвигнут на кладбище необычный памятник. Но куда более важным стало восстановление доброго его имени. Справедливость, по принципу: лучше поздно, чем никогда», восторжествовала. Одесский Театр музыкальной комедии носит имя Михаила Водяного. Там стало доброй традицией давать «Бал в честь короля» – спектакль, содержание которого составляют сцены из наиболее известных постановок, где блистал Водяной. Когда в зале звучит в записи голос артиста, зрители, как по команде, встают. К 75-летию Водяного вышла в свет книга профессора Валентина Максименко, в которую автор включил свои беседы с Михаилом Григорьевичем, воспоминания об артисте, цитаты из статей известных критиков и журналистов. Презентация другой книги о Водяном была приурочена к 85-летию со дня его рождения. Написал ее Александр Грабовский, рассказывающий читателям о жизни и творчестве Михаила Водяного. Права оказалась театральный критик из Киева А. Логвиненко, – в том, что еще при жизни артиста предрекла: «Со временем об одесском Театре музкомедии станут говорить, как о «театре Водяного». И в этом не будет преувеличения».

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ