ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Джули Эндрюс / Людмила Чурсина

15
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ДЖУЛИ ЭНДРЮС, актриса. Год рождения – 1935, 1 октября

Родилась в пригороде Лондона. Мама преподавала музыку, а отец был учителем столярного дела. Родители развелись, когда девочке было четыре года. Вскоре ее мать вновь вышла замуж, за певца Тэда Эндрюса. Она работала у него аккомпаниатором. Дядя Джули – профессиональный танцовщик, занимался с девочкой балетом и чечёткой. Её детство прошло в постоянных гастролях. Отчим обратил внимание на замечательный голос Джули, ее артистические способности, и она начала выступать. Затем училась в школе искусств в Лондоне и брала уроки у знаменитого преподавателя вокала Лиллиан Стилс-Аллен. В двенадцать лет она прошла кастинг на участие в постановке “Starlight Roof”, а спустя год пела в Лондонском Палладиуме перед королевской семьей. “В пятнадцать лет я не только участвовала в водевиле, но мной были так довольны, что я стала зарабатывать больше чем мать и отчим, – рассказала актриса. – Поэтому мой заработок шел на самую большую семейную трату – оплату аренды дома. Моим музыкальным номером был полонез с невозможным верхним «ля» – нотой, которую я, к счастью, научилась брать уже в двенадцать лет, после нескольких уроков пения с профессиональным педагогом. Успех успехом, но голос у меня был слишком юным и неестественным, и сама я была чувствительной, глупой и нерешительной, да к тому же застенчивой и ужасно одинокой. По моей просьбе, менеджер театра послал мои бумаги и фотографии в Голливуд со своей рекомендацией и получил ответ: «Недостаточно фотогенична для кино”. Она принимала участие в концертах и пантомимах, и благодаря своему уникальному голосу – диапазон составляет четыре октавы, довольно быстро приобрела популярность. Джули была рождена для сцены: красота, драматический талант, умение петь и танцевать. А ещё железный характер. В 1954 она едет в Америку и сразу же понимает, что законы там довольно жёсткие, но справедливые. Конкуренция – прежде всего. Ее приглашают на главную роль в мюзикле “Boyfriend” на Бродвее. Эта постановка принесла молодой актрисе несколько театральных наград, в том числе номинацию на премию “Тони”. Однако популярность этого мюзикла нельзя сравнить со славой, обрушившейся на Джули с выходом на Бродвее постановки “Моя прекрасная леди”. Роль Элизы давалась Эндрюс с трудом. У нее никак не получался акцент кокни – тип лондонского просторечия. После недели мучительных репетиций, режиссер шоу отпустил всех на выходные. Всех, кроме Джули, с которой они работали над ролью. В течение двух лет она играла Элизу Дуллитл в Нью-Йорке, а потом в Лондоне. В 1957 Джули сыграла главную роль в фильме “Золушка”. Более ста миллионов зрителей посмотрели эту картину, многие стали поклонниками молодой актрисы. В 1964 году Волт Дисней пригласил Эндрюс в свою ленту “Мэри Поппинс”. У экранизации этой известной сказки Памелы Трэверс сложная история. Дисней долго бился с автором книги, прежде чем сумел выкупить права. Это «сражение» длилось почти четверть века. Зато результат порадовал всех: пять «Оскаров» из тринадцати номинаций. Именно роль симпатичной, хотя строгой и довольно чопорной няньки, стала прорывом английской артистки. Картина и сегодня смотрится на одном дыхании, удивляя блистательными хореографическими номерами, тонким юмором и неудержимой фантазией. Эта работа принесла актрисе всенародную любовь и множество новых приглашений на съемки. В 1965 году она снялась в экранизации мюзикла “Звуки музыки”, которая и по сей день остается в истории кинематографа одним из самых популярных фильмов и входит в список двадцати пяти наиболее прибыльных голливудских проектов. Саундтрек “Звуков музыки” стал золотым и платиновым. Затем были работы актрисы в фильмах “Американизация Эмили”, “Гавайи”, “Разорванный занавес”, “Весьма современная Милли”. Конец 70-х принес удачную роль в картине “Виктор Виктория”. Героиня Джули – талантливая певица, вынужденная выдавать себя за мужчину, превращается в звезду одного из парижских ночных клубов. В 1986 году Эндрюс сыграла в фильме «Такова жизнь». Главный герой – шестидесятилетний Харви, переживает кризис. Он не может смириться со своим возрастом. У его жены подозревают рак. Оба они ужасно устали от своих взрослых детей, взбалмошных соседей и местного священника-алкоголика. Замечательно сыгранная роль известной скрипачки Стефани Андерсон, в фильме «Дуэт для одного» режиссера Андрея Кончаловского. Во время концерта она ощущает симптомы тяжелой болезни, которая может привести ее к параличу. А значит, лишить профессии, возможности творческой реализации, смысла жизни. Ситуация усугубляется тем, что ее брак с композитором Дэвидом Корнуоллисом трещит по швам. Однако постепенно к героине приходит желание бороться, так как в жизни еще не все потеряно. В 1997 году у Джули обнаружили полипы в горле, и ей пришлось лечь на операцию, в результате которой она потеряла голос. Это стало для нее настоящим ударом – врачи не предупредили Эндрюс, что операция может быть небезопасной для голосовых связок. Актриса долго не могла смириться с мыслью, что больше никогда не сможет петь, и не теряла надежду на то, что связки рано или поздно восстановятся. Она продолжала активно снимается в кино, и заслужила репутацию серьезной драматической актрисы. Голосом Эндрюс говорила королева Лилиан из мультфильма “Шрек” и мать главного героя из мультфильма “Гадкий я”. Про свой персонаж Джули рассказала: “Она, пожалуй, худшая из матерей. Просто злодейка какая-то. Настолько поглощена собой, что даже не замечает, как ужасна. Но я не хотела, чтобы в ней было только плохое, и потому постаралась сделать ее очаровательно-ужасной. А вот ее сын Грю – замечательный, несмотря на то, что он такой плохой. Озвучивание – дело долгое. Вас просят прийти через три месяца, чтобы озвучить несколько предложений. И главное тут, не растерять то, что вы нашли для создания образа. Работа над мультфильмами очень раскрепощает. Тут вы можете себя не ограничивать. Можете делать глупости, все, что угодно. У вас развязаны руки – в самом точном смысле слова. У нас остался прекрасный документальный фильм о том, как проходила работа, как мы пытаемся вжиться в своих героев. Тем более, что вы никогда не знаете, какой именно дубль будет использован в фильме – вам об этом никогда не скажут”. В 2001 году на экраны вышел фильм “Дневники принцессы”. В этой картине Эндрюс досталась роль наставницы молодой девушки, которая среди прочего, должна научить свою подопечную правильному английскому произношению. Актриса была дважды замужем. Ее первым супругом стал театральный дизайнер Тони Волтон. Они поженились в 1959, а в 1962 у пары родилась дочь – Эмма Кейт. В середине 60-х они развелись, но по сей день сохраняют хорошие отношения. В 1969 году Эндрюс вышла замуж за режиссера и сценариста Блэйка Эдвардса. У них двое детей. Их союз длился более сорока лет, вплоть до смерти Эдвардса в 2010 году. Джули воспитала пятерых детей: двух дочерей Блейка – Дженнифер и Джефри, собственную дочь от первого брака Эмму и двух приемных детей – Эми и Джоанну. В 70-х состоялся литературный дебют актрисы. Под псевдонимом Джули Эдвардс она выпустила серию детских книжек, часть из которых была написана в соавторстве с дочерью Эммой, и проиллюстрирована бывшим мужем. Эндрюс также ведет активную общественную жизнь. “Меня интересует куда идет наш мир, и как на это реагируют люди. Моя страсть – помогать людям. Я отдаю этому всю мою жизнь. Я тревожусь за своих внуков: в каком мире они будут жить? Но я верю, что когда-нибудь и они будут воспитывать своих внуков. Как это будет выглядеть? Станет ли мир еще непонятнее, или он станет лучше?” Эндрюс – не только актриса и певица, но еще и некий символ, ее героини воплощают в себе неистребимую радость жизни. Ее образ – добропорядочной девушки-певуньи, которая черпает жизненную силу в простых и чистых звуках, которые извлекает из собственного «серебряного горлышка». “Когда ты молод, ты стремишься к успеху, и в конце концов, достигаешь его. И тут тебе может показаться, что ты величайший актер всех времен и народов. Но вскоре убедишься в том, что есть кто-то, кто может сделать то же, что и ты, ничуть не хуже тебя. А может быть, даже лучше”. В 2002 году жители Великобритании включили Джули Эндрюс в список ста самых выдающихся граждан страны. Она по-прежнему остается одной из самых любимых и уважаемых актрис по обе стороны Атлантики, и регулярно появляется на телевизионных шоу. Несколько лет назад Эндрюс начала работу над своими мемуарами. Несмотря на то, что Джули давно живете в Америке, она следует английским традициям. “Я не могу жить без чая – предложите мне чашку чая в любое время, и я не откажусь”.

ЛЮДМИЛА ЧУРСИНА, актриса. Год рождения – 1941, 20 июля

Родилась в Душанбе. Это счастливое событие произошло в пути во время бомбежки. Ее мама пробиралась из Риги к родственникам. И уже в Таджикистане зарегистрировала рождение девочки, где семья прожила всю войну. Ее отец был военным, они постоянно колесили по стране. Мама была медиком и всюду следовала за своим мужем. Когда девочке исполнилось семь лет, семья остановилась в Грузии. Она училась в тбилисской школе, хорошо освоила язык, очень любила мелодичные грузинские песни. А танцы были ее страстью. “Я мечтала о балете, но никому об этом не рассказывала. Когда меня никто не видел, танцевала, гнулась, висела на всех перекладинах и турниках, от этого, видимо, и стала такой высокой”. Учеба давалась легко, особенно точные науки – геометрия и физика. В 1959 году она окончила школу с золотой медалью. В то время семья уже жила в городке Великие Луки. Становиться артисткой Чурсина не собиралась. Она надеялась поступить в технический вуз. «Я любила предметы серьёзные, собиралась или самолеты строить, или на мостике корабля стоять – мечтала о чём-то крупном». Грёзы о романтической профессии были лишь выражением ее разносторонней, богато одаренной натуры. Окончив школу, она за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, отправилась в Москву. Подав документы сразу в три театральных вуза, – ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Б. В. Щукина, – она прошла отборочный конкурс во все три заведения. В итоге отдала предпочтение «Щуке», в то время как ее подруга так и не поступила. Окончив училище в 1963 году, Чурсина по приглашению Рубена Симонова вошла в труппу театра Вахтангова, где прослужила три года. Начав с ролей в массовках, она вскоре стала играть в спектаклях «Новые знакомые», «Ричарде III». Дебют Чурсиной в кино состоялся в 1961 году в картине «Когда деревья были большими». Затем были небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах». В 1964 году Людмила сыграла Дарью в картине «Донская повесть». В героине ее привлек сильный характер, гордость и крутой нрав. Судьба дала актрисе шанс попробовать свои силы в стихии психологической, и природная цельность натуры позволила сыграть точно, использовав весь богатейший литературный материал. С фильмом произошел забавный случай. Это был первый большой фильм режиссера Владимира Фетина. Он, просмотрев отснятый материал, отчаялся – все получилось как-то пресно. От произведения Михаила Шолохова, по которому снималась картина, мало что осталось. Но переснимать было уже поздно, и Фетин решился представить фильм на суд приемной комиссии в том виде, в каком и был снят. Но механик, запустивший фильм, перепутал части и начал показ с финала картины. Именно в таком виде, показанный с конца фильм, получился интереснее, что отметили все члены комиссии и признали весьма удачной кинематографической находкой. Эта работа имела огромный успех. На Чурсину обратили внимание зрители и критики. Затем была роль Инки-эстонки в фильме «Два билета на дневной сеанс». «Мне повезло, – рассказала актриса, – у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтение, сама читала, и когда она сказала: «Ну вот, Людочка, теперь вы прекрасно говорите по-русски», – успокоилась. Поняла, что спецификой акцента овладела». В 1968 году Чурсина вновь сыграла женщину с сильным характером в картине «Виринея». Ее героиня олицетворяет собой новый тип, новый характер женщин России, ставших под знамена пролетарской революции. В том же году на экраны вышел фильм «Журавушка», где Людмила сыграла Марфу Лунину. Мужество Журавушки, ее сила, жизнерадостность и обычные человеческие слабости, показаны актрисой очень органично. За эту роль, помимо Государственной премии, Чурсина была отмечена Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Вслед за этой работой последовала роль Татьяны в фильме «По Руси», Анфисы Козыревой в картине «Угрюм-река», Любови Яровой из одноименного фильма. Все эти роли олицетворяют силу, гордость русской женщины, способной совершить подвиг во имя своей родины. «Я знала, что хочу сыграть Яровую, – рассказала актриса. – Судьба этой женщины, время, в которое она жила и боролась, влекли меня неудержимо. Но смогу ли я? Хватит ли сил, умения, требовательности к себе, чтобы поднять эту глыбу, сыграть этот неповторимый характер? Конечно, у меня уже был определенный опыт, накопленный за годы работы в кино, но полной уверенности не было. И тогда я поняла: нужно искать новую Яровую, мою собственную, близкую по духу и мне, и тем, кого я уже играла на экране». За свою карьеру Чурсина не испытывала недостатка в ролях. Среди работ актрисы можно отметить такие, как Клавдия в «Гонке с преследованием», Нина Янсон в «Помнить или забыть», Зоя и Татьяна Малинины в «Ювелирном деле». За роль Светланы в фильме «Досье человека в мерседесе» Чурсина была удостоена премии КГБ СССР. С 1974 года Людмила Алексеевна работала в ленинградском театре драмы имени Пушкина. В 1984 году театр Советской армии предложил Чурсиной роль Настасьи Филипповны в спектакле “Идиот”, о которой она мечтала давно, и решение о переходе было принято. Актриса вспоминает, насколько мучительно давалась ей эта роль, но она сумела воплотить на сцене противоречивость этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия. В каждом появлении на сцене Настасьи Филипповны, Чурсина открывала какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания. В театре Российской армии Чурсина сыграла баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Эрнестину Тютчеву в спектакле «Прощальный свет». На протяжении своей карьеры актриса неоднократно примеряла на себя роли «царственных особ», и внешне, и по характеру подразумевающие врожденное величие и гордость. В фильме «Арап Петра Великого» актрисе досталась роль Екатерины I, играть которую было тяжело: головной убор весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами – вдвое больше. Во всем этом надо было расхаживать величаво, непринужденно и легко. Людмила Алексеевна много снимается в сериалах: «Горячев и другие», «Другая жизнь», «Надежда уходит последней», «Дом на Английской набережной», «Юбилей», «Маргоша». Она играет на сцене, и по-прежнему служит в театре Российской армии. В спектакле «Дуэт для солистки» ее героиня – гениальная виолончелистка Жаклин Дюпре. “Эта роль потребовала от меня абсолютно открытого темперамента – я словно в ледяную воду нырнула. Спектакль делился на шесть сцен, в каждую из которых я должна была прийти другой, неожиданной. Должна была прожить жизнь шести разных женщин. Прежде ничего подобного на сцене я не делала”. Актриса принимает участие в антрепризном проекте «Императрица», где играет Екатерину II. После съёмок в картине «Донская повесть» она вышла замуж за режиссёра фильма Владимира Фетина. Но пристрастие Владимира к алкоголю послужило причиной развода этой талантливой пары. Вторым супругом Людмилы стал ученый-океанолог, но и этот брак довольно быстро распался. Третьим мужем, с которым актриса прожила семь лет, стал дипломат Игорь Андропов, сын генерального секретаря Юрия Андропова. Ей нередко задают вопрос о том, в чем же причины распада всех трех ее браков. «Наступал момент, когда выяснялось, что нет любви, а есть хозяйственные отношения: общий дом, дела, обязанности. И тогда я уходила первой, потому что ситуация Карениных, когда муж и жена «продолжали жить в одном доме, виделись каждый день, но были чужды друг другу», кажется мне безнравственной». Сегодня Людмила Алексеевна по-прежнему в строю, она любима миллионами зрителей. Главное для нее – благополучие родных и работа. Актриса не мечтает о вечной молодости, не делает пластических операций. Просто радуется каждому прожитому дню, помогает близким и много работает. “Моя человеческая позиция состоит из трех понятий: естественность, достоинство и верность своим ценностям. Понимаю, что в нынешнее время эпатажности все на продажу – тело, душа, мысли. Борьба Бога и дьявола всегда происходит на территории наших душ, и у меня предчувствие, что дьявол близок к победе. Зло сегодня более действенно и агрессивно, тогда как добро незримо. Но, несмотря ни на что, жизнь продолжается. Всевышний дал нам свободу выбора. И все чаще выбор склоняется к потребительскому отношению, к алчности. Как молодежи не впасть во все соблазны и искушения, даже не знаю. Все хотят все и сразу. Люди перестали уважать землю, любить ее, работать на земле. Все на кнопках. Скоро человек из собственной задницы и занозу не вытащит. В театре и кино такая же плачевная картина. Технологии заменяют мастерство, эмоции”.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ