ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Клайв Овэн / Сергей Пускепалис

338
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ЛАЙВ ОВЭН, актер. Год рождения – 1964, 3 октября
Родился в городе Ковентри, Великобритания. В 1967 году его отец, кантри-певец, ушёл из семьи. Клайва и его четырёх братьев вырастили мать и отчим – кассир на местной железнодорожной станции. Старший из его братьев Гарри – моряк, двое других – Алан и Ли – музыканты, младшего брата зовут Скотт. Клайв отличался хорошей успеваемостью, всегда находился в числе ведущих учеников. Еще в школе он сказал родителям, что хотел бы стать актером, но то, что его призванием является театр, окружающие поняли только после его участия в спектакле Оливер Твист. В тринадцать лет он стал членом молодежного театра и, направив всю энергию в это русло, забросил учебу – завалил практически все предметы, кроме английского языка. Было принято решение об исключении Клайва из школы, и только один учитель выступил в его защиту, увидев в нем потенциал, решил помочь подростку продолжить учебу, но уже в театральном училище. Поначалу Овэн проявлял подростковый максимализм, утверждая, что актерскому мастерству обучить невозможно, что этот талант дан от бога. Но учитель не отступил, организовал ему собеседование в колледж Маунтвью и даже купил билет до Лондона. Клайв был принят, но вскоре опять забросил учебу, считая, что только практическая игра на сцене способна поднять его на новый уровень. Он вернулся в молодежный театр, параллельно занимаясь поисками работы. Однако работу в их городке найти было практически нереально, и около двух лет Овэн болтался без дела. Убедившись, что выбранный им путь никуда не ведет, Клайв подал документы и был принят в Королевскую академию драматических искусств, где вместе с ним проходили учебу Ральф Файнс и Джейн Хоррокс. Во время учебы в академии, студенты из класса Овэна участвовали в постановке новой пьесы Говарда Баркера, премьера которой должна была состояться в «Royal Court», а главную роль должен был сыграть Гари Олдман. Но накануне премьеры Олдман заболел и его место попросили занять Клайва, так как он был единственным студентом, знающим эту роль. Обучение продлилось три года, и после выпуска в 1987 году молодого актёра приняли в труппу лондонского театра «Young Vic». Там он появился в двух шекспировских постановках, сыграв Клаудио в «Мере за меру» и Ромео в «Ромео и Джульетте». В тот же период между Овэном и его партнёршей Сарой-Джейн Фентон, исполнительницей роли Джульетты, начался роман. В марте 1995 года они поженились и остаются вместе до сих пор. Пара растит двух дочерей – Ханну и Еву. В 1987 году Овэн дебютировал на телевидении, получив небольшую роль в детективном сериале «Малыши Роклиффа», а в следующем году – в кино. Его кинодебютом стала лента «Гул мотора», история о двух парнях, отправившихся в компании красотки-вдовы в автомобильное путешествие. На протяжении нескольких лет актёр много и продуктивно работал на телевидении, снимаясь в фильмах и сериалах. Первое ощутимое признание ему принесла телевизионная мелодрама «Лорна Дун» – экранизация одноименного романа Ричарда Блэкмора, где Овэн исполнил роль Джона Ридда, возлюбленного Лорны. Далее он снялся еще в паре телефильмов, после чего на актера свалилась настоящая слава – сериал «Ченсер», в котором он сыграл главную роль. Жизнь Овэна превратилась в звездный круговорот – желтая пресса, папарацци, преследования и вторжения в личную жизнь – полный спектр атрибутов славы. Овэн тяжело переносил внимание общественности и крайне неохотно общался с прессой, получив у журналистов репутацию тяжелого актера. Еще одна опасность, которая подстерегала молодую звезду – появление каждую неделю на телеэкране в одном и том же образе могло бы привести к тому, что на другие роли его могли бы после этого не приглашать. Здраво взвесив все за и против Клайв ушел из сериала. Далее последовала работа в драме «Закрой мои глаза». Центральным сюжетом этого фильма была кровосмесительная связь, в которую вступили Ричард и Натали – разлучённые в детстве брат и сестра, встретившиеся снова спустя много лет. Отношение критиков к картине было неоднозначным. Несмотря на ряд кинонаград, фильм собрал отрицательные отзывы в прессе. Овэн болезненно воспринял первую неудачу и на два года ушёл из кино. В этот период он время от времени играл в театре. Овэн вернулся к работе в 1993 году, снявшись в двух телефильмах – американском «Класс 1961 года» и британском «Маг» о конфронтации между Скотланд-Ярдом и IRA, и в драме «Век», где исполнил роль молодого врача-идеалиста, обнаружившего, что его наставник в исследовательском центре является приверженцем евгеники и стерилизует бедняков и неполноценных. «Иногда достаточно прочитать сценарий, чтобы понять, нужно это тебе или нет, – говорит актер. – Иногда иду на поводу у своей интуиции. Что внутренний голос скажет, то и делаю. С уверенностью могу сказать одно: я не думаю, что следует сниматься в двух проектах одновременно. Я всегда пытаюсь сосредоточиться на одной истории, все в ней понять». 1994 год оказался довольно насыщенным для актёра. Он появился в четырёх телефильмах – драме «Ничьи дети», комедии «Вечер с Гэри Линкером», триллере «Оружие судного дня» и драме по роману Томаса Харди «Возвращение к истокам», где в паре с ним играла Кэтрин Зета-Джонс. Также в этом году он снялся в роли частного детектива Ника Шармана в драме «Разворот». В 1995 году последовала главная роль в телефильме «Блюз плохого парня», затем в 1996 году Овэн стал прототипом для разработки внешности главного героя видеоигры «Privateer 2», а также в паре с Холли Берри снялся в триллере «Жена богача». В 1997 году актёр был занят в достаточно провокационном проекте – драме «Влечение», которая была удостоена награды Каннского кинофестиваля. В этой экранизации нашумевшего спектакля Овэн исполнил главную роль Макса, узника концлагеря Дахау, который поначалу отказывается признать свою гомосексуальность и взамен розового треугольника, которым помечали гомосексуалистов, надевает желтую звезду – знак евреев, а затем влюбляется в Хорста, другого заключённого. В театре роль Макса исполняли Ричард Гир и Иэн Маккеллен. Игра Овэна была высоко оценена критиками, которые сочли, что он блестяще справился с ролью. В том же году он вернулся в театр и принял участие в драме о любви и измене под названием «Близость», которая через 7 лет была экранизирована. Следующая картина актёра, криминальная драма 1998 года «Крупье», несмотря на небольшие сборы, получила достаточно положительную прессу, – критики писали, что фильм держится преимущественно на игре Овэна. Кроме того в этом году он появился в телефильме «Эхо», сыграв репортёра, расследующего таинственное убийство. В 1999-2000 годах Овэн был занят преимущественно на телевидении, успешно сыграв главную роль – ослепшего детектива Росса Таннера в четырёх сериях телефильма «Ясновидение». Далее последовала серия короткометражек под общим названием «В прокат с водителем BMW», заказанная BMW в рекламных целях у нескольких именитых кинорежиссёров – Энга Ли, Тони Скотта, Гая Ритчи, Вонга Карвая. Во всех восьми сериях, пять из которых вышли в 2001 году, а три – в следующем, Овэн исполнил роль таинственного водителя. В тот же период актёр появился в двух громких картинах – социальной драме Роберта Олтмана «Госфорд-парк» и триллере «Идентификация Борна», где сыграл отрицательного персонажа по прозвищу Профессор. В 2003 году популярность Овэна начала расти, равно как и масштаб его фильмов. Сначала он снялся в криминальном триллере «Засну, когда умру», эта лента вошла в конкурсную программу Московского кинофестиваля, а партнёрами актёра выступили Шарлотта Рэмплинг, Малкольм Макдавэлл и Джонатан Рис-Майерс. В этом фильме Овэн исполнил роль бывшего гангстера Вилла Грехэма, вынужденного взяться за расследование обстоятельств гибели его младшего брата. Затем последовала мелодрама «За гранью». Проекты следующего года превратили Овэна в звезду, вознаградив за долгую дорогу к успеху. Первым фильмом 2004 года для актёра стала монументальная историческая драма «Король Артур» с бюджетом в $90 миллионов, в котором Овэну была отведена главная роль героя рыцарских романов – легендарного короля Артура. Несмотря на насмешки критиков, которые нашли в картине множество недостатков – от неудачного подбора актёров до плохо срежиссированных батальных сцен, – фильму сопутствовал успех у публики, а сборы в мировом прокате превысили $200 миллионов. Однако следующая картина с участием Овэна была воспринята критиками более чем благосклонно. Это была драма «Близость», экранизация пьесы, в которой актёр играл в 1997 году, с поистине звездным составом – помимо Овэна в фильме снялись Джулия Робертс, Натали Портман и Джуд Лоу. Роль дерматолога Ларри, которого бросает его спутница Анна ради писателя-неудачника Дэна, именно его Овэн играл в театре, принесла актёру номинацию на «Оскар» и такие престижные кинопремии как «BAFTA» и «Золотой глобус». Критики же сочли, что роль Ларри – лучшая из всех работ Овэна. Не менее эффектным было появление Овэна в блестяще стилизованном под комикс фильме Роберта Родригеса «Город грехов», где помимо него приняли участие Брюс Виллис, Микки Рурк, Бенисио дель Торо, Джессика Альба и другие известные актёры. «Лично для меня это был потрясающий опыт: ты не заботишься о том, как сделано кино, и даже о том, как его воспримут зрители, потому что знаешь, что его делали профессионалы, – рассказал актер. – Я настоящий поклонник «Города грехов». Я думаю, что Роберт Родригес сделал то, чего еще не бывало в кино. Что-то абсолютно неординарное. Мне кажется, он самый успешный режиссер из тех, кто снимает картины в формате цифровых технологий. Я сам поразился, когда увидел результат его работы». Далее в 2005 году Овэн снялся в паре с Дженнифер Энистон в триллере «Цена измены» – по мнению критиков, эта картина, несмотря на хорошую игру актёров, грешила невнятной режиссурой и провалами в сценарии. В 2006 году Овэн снялся в трёх лентах – в роли агента 006 в фильме «Розовая пантера», совместно с Дэнзелом Вашингтоном и Джоди Фостер в криминальном триллере Спайка Ли «Не пойман – не вор» и в философско-фантастическом фильме Альфонсо Куарона «Дитя человеческое». События этого фильма, вошедшего в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, были перенесены в не столь отдаленное будущее, когда массовое бесплодие поразило человечество. Овэн сыграл главную роль Теодора Фарона, бывшего активиста движения за возрождение, волею случая вынужденного сопровождать единственную на планете беременную женщину в безопасное место. Исполнительское мастерство Овэна получило высокую оценку критиков, которые назвали роль Фарона его лучшим воплощением на экране. «В Голливуде работают лучшие режиссеры и продюсеры. Многие из них – потрясающе талантливые люди. Некоторые, конечно, делают кино только чтобы заработать денег, но ведь есть и те, кто старается ради искусства! И мне не кажется, что если кино сделано в Голливуде, то на нем стоит клеймо. Здесь делают абсолютно разное кино».

СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС, актер, режиссер. Год рождения – 1966, 15 апреля
Родился в Курске. Его отец по национальности литовец, а мать – болгарка. Такое неожиданное сочетание двух совершенно разных кровей: темпераментной болгарской и флегматичной прибалтийской, дало поразительный результат. «Отец, как и положено литовцу, был сдержанным, но с напряжением, то есть эмоции были зажаты внутри, – рассказал Сергей. – А мама очень солнечный человек, она жива, в Железноводске живет. Кого из них во мне больше? Как в том короле Григория Горина: здесь во мне вот этот говорит, а здесь – тот. Завожусь, например, от глупости человеческой. Все остальные недостатки поправимы, но глупость бесит. Особенно когда люди посты при этом занимают». Свой путь в искусстве Сергей Пускепалис начал в Саратове. Он отучился в Саратовском театральном училище на курсе Юрия Петровича Киселева. Затем прошел срочную службу на военно-морском флоте. «Я три года прослужил на флоте, – рассказал Сергей. – Мы уходили в море на месяцы, и там сразу было видно, кто хитрит, пытаясь что-то выгадать только для себя, получше устроиться, а кто – нет. По-моему, самое главное в отношениях – это боязнь доставить другим неприятности, подвести людей. Вот если это есть в человеке, тогда с ним все в порядке. А когда для него не существует такой проблемы, то с ним находиться рядом опасно». Демобилизовавшись в 1988 году старшиной первой статьи, вернулся в Саратов и устроился актером в Саратовский ТЮЗ все к тому же Юрию Петровичу Киселеву. Под его крылом Пускепалис за десять лет дослужился до заслуженного артиста России. Среди наиболее известных работ актера на сцене: Белугин в пьесе Островского «Женитьба Белугина» и Дональд Бейкер в спектакле «Эти свободные бабочки». К Петру Фоменко Сергей Пускепалис мечтал давно попасть, но, видимо, всему свое время, и до этого необходимо было дозреть. В конце 90-х Пускепалис, наконец, осуществил мечту и поступил в РАТИ к Фоменко. На одном курсе с Сергеем учились М.Карбаускис, В.Сенин, Н.Дручек. Будучи студентом, в каникулярное время собирал вокруг себя самарских актеров и ставил с ними разные пьесы, в том числе саратовского драматурга и сценариста Алексея Слаповского – «Уезжаю» и «Тихий ангел». Так родился «Понедельник» – молодой самарский коллектив, кочующий по разным сценам. А Пускепалис стал его режиссером. Творческий союз Пускепалиса и Слаповского продлился и далее. В 2001 году Сергей окончил РАТИ, его дипломной работой стал спектакль «Двадцать семь» по пьесе Слаповского. Этот спектакль участвовал в одном из фестивалей «Балтийский дом». Как ассистент Петра Фоменко он принимал участие в постановке спектакля «Египетские ночи» по произведениям А. Пушкина и В. Брюсова в московском театре «Мастерская П. Фоменко». А в 2002 году режиссер поставил на сцене Камчатского театра драмы и комедии спектакль «Жизнь прекрасна» по рассказам и водевилям А. П. Чехова. С мая 2003 года по 2007 год Сергей Пускепалис являлся главным режиссером Магнитогорского театра драмы им. А. С. Пушкина. Под его руководством увидели свет спектакли: «Козий остров» У. Бетти, «Такси. Скорость. Две жены» Р. Куни, «Блин-2» А. Слаповского, «Любовь к ближнему» Леонида Андреева, «Исполнитель желаний» Андрея Курейчика, «Сирена и Виктория» А. Галина, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Володя» А. Чехова. Параллельно режиссер экспериментировал на других сценах: Национальный молодёжный театр республики Башкортостан имени Мустая Карима – спектакль «Клинч» А. Слаповского, Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова – «ОБЭЖ» Б. Нушича, Омский государственный камерный театр «Пятый театр» – «От красной крысы до зелёной звезды» Алексея Слаповского, театр под руководством Олега Табакова – «Женитьба Белугина». С июня 2009 года Сергей Пускепалис – главный режиссер Ярославского Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. Работы на этой сцене – «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, «Три сестры» Чехова. В кино Сергей Пускепалис снимается с 2003 года. Дебютировал он эпизодической ролью участника аварии в мелодраме Алексея Учителя «Прогулка». «В театре гораздо сложнее, каждый раз выходишь к новому зрителю, как гладиатор к хищникам. Нужно почувствовать зал, войти с ним в сотрудничество – это определенный навык. У меня этот навык переплавился в другую профессию, мне стыдно находиться на сцене, не хватает наглости, да и неинтересно. Я случайно вернулся к актерской профессии, но занимаюсь этим только в хорошей компании. Честно говоря, я шел в кино подучиться и снимался у своих хороших друзей. Я не ставлю себе задачу сделать профессию киноактера делом своей жизни. Кино для меня – факультатив». С кинорежиссером Алексеем Попогребским Сергей Пускепалис познакомился на съемках фильма «Коктебель» в котором снимался его сын Глеб Пускепалис. Позднее Попогребский пригласил Сергея на главную роль врача-анестезиолога Сергея Маслова в трагикомедию «Простые вещи». Затем последовали главные роли в мелодраме Веры Сторожевой «Скоро весна» и в мелодраме «Попытка Веры». О работе в этой картине Сергей рассказал: «Режиссеру Артему Антонову меня посоветовал опять-таки Алексей Попогребский. Повезло, видите, с антрепренером. Я согласился – работы чураться нельзя. Но при условии, что она доставляет удовольствие. Если реального удовольствия не будет – пусть хоть сам Спилберг кино снимает, я откажусь. И никакие рейтинги уговорить меня не помогут. Главное, чтобы я открывал в роли что-то новое для себя. Мне было интересно играть человека, который, не предпринимая абсолютно ничего, становится участником ярких событий. Больше всего на свете желая покоя, таких в народе валенками называют, он проживает бурную жизнь. Когда Артем Антонов рассказал мне про него, я сказал: «Да, Артем! Жутко занимательный персонаж»». В 2010 году состоялась новая совместная работа Алексея Попогребского и Сергея Пускепалиса – картина «Как я провел этим летом». В своем фильме режиссер столкнул двух совершенно разных людей: опытного начальника полярной станции Сергея Гулыбина, эту роль и исполнил Пускепалис, и практиканта-стажера Пашу – актер Григорий Добрыгин. Типичная проблема «отцов и детей» здесь выходит на новый уровень – конфликт людей разных формаций. Примечательно то, что фильм снимался в течение трех летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сергей Пускепалис рассказывает: «Приходилось и на надувной лодке по Северному Ледовитому океану плавать, и тяжелое оборудование по скалам таскать, и белых медведей головнями отгонять. Но все-таки самым тяжелым был отрыв от того, что называется материком, от семьи. Хотелось к жене, сыну, огней хотелось, тротуара, собственного дома. Для меня дом вообще много значит. Куда бы я ни приехал, всегда стараюсь логово устроить, пометить его. С родными мы переговаривались каждую неделю, но связь там неустойчивая. Фильм получился предельно реальным, потому что снимался именно в тех же экстремальных условиях. В первый же день наш «Урал» ушел под воду. Мы чуть не лишились всей дорогостоящей аппаратуры. Погодные условия были дикими. У Гриши был настоящий животный страх, как у сумасшедшего котенка, которого сунули в клетку и резко врубили свет и музыку». В названии фильма был применен стилистический прием «анаколуф» – от греческого «непоследовательный», «неподходящий» – риторическая фигура, состоящая в нарочитом нарушении грамматической согласованности членов предложения. В зарубежном прокате название трансформировалось в «How I Ended This Summer», что не совсем точно передает особенности несогласования падежей. Впрочем, это не повлияло на общее восприятие. Картина была встречена зрителями с восторгом. На престижном Берлинском кинофестивале Сергей Пускепалис вместе с Григорием Добрыгиным были удостоены приза «Серебряный медведь». «Мне эти мужики вроде моего героя – надежные, ответственные – хорошо знакомы: у меня отец был геологом. И свое детство я провел как раз недалеко от того места, где снималась картина – в городе Билибино на Чукотке. Чтобы жить там, надо предпринимать огромные усилия, поэтому сухой носок ценится больше, чем круглая сумма на счете. У нас, кстати, женщин в группе не было, потому что это чисто мужской мир». Недавно на экраны вышла картина режиссера Антона Мегердичева «Метро». Фильм о том, как в столичную подземку хлынули воды Москва-реки, как врач Андрей Гарин, которого сыграл Сергей, пытается вывести из затопленного тоннеля дочку, влюбленную парочку, толстяка-курьера, спортсменку-алкоголичку и любовника своей жены. «Моему герою понадобилось оказаться в центре катастрофы, чтобы ярлык сбросить. Собственно, ему борьба со стихией побоку, ему главное выжить, чтобы потом с любовником жены разобраться. Так бывает: человека деликатного, внимательного к окружающим, не зубастого, не горластого в этих каменных джунглях, считают лохом. Вообще понятие «неудачник» плавающее: сегодня тебе повезло и ты на коне, а завтра все обрушилось, и ты уже неудачник. Тут главное оставаться человеком, не теряющим надежду, и не подвергать себя страшному унынию. Все может быть в этой жизни, полосы бывают разные. Вот если человек приклеивает на себя клеймо «неудачник» и покорно склоняет голову, дело плохо. Кстати, кто сказал, что люди, которые ездят на лимузинах, ведут радостную жизнь?» У Пускепалиса есть то, что по-английски называется «strong screen presence» – «мощное присутствие на экране» – свойство, на которое быстро и горячо реагируют зрители. Многие актеры этого плана в жизни не похожи на свой экранный образ. Пускепалис, прославившийся образами суровых мужиков, на самом деле очень мягкий, вежливый, предупредительный человек с широкой и почти детской улыбкой. Траектория его перемещений по стране впечатляет. Родился в Курске, детство провел на Чукотке, учился в Саратове, потом – в Москве у Петра Фоменко, был главным режиссером Магнитогорского драмтеатра, потом – Ярославского; живет же он ныне в южном городе Железноводске, хотя большую часть времени все равно проводит в столице, ставя спектакли в МХТ и работая с московскими режиссерами. «У нас с женой квартира в Железноводске, мы оборудовали родовое гнездо, и я считаю, что именно там живу. Это красивый край, светлый, с чистым воздухом, русские южные Карловы Вары. Девять самолетов из Москвы туда каждый день летает – проблем добраться нет. Конечно, сейчас я большую часть времени провожу в Москве, и работа здесь, и люди здесь, и я люблю Москву, но не хочу покупать квартиру в Медведково и тратить три часа в день на то, чтобы доехать до центра. Мне проще эти три часа потратить на самолет».

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ