ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Малкольм Макдауэлл/ Игорь Ясулович

1430
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

МАЛКОЛЬМ МАКДАУЭЛЛ, актер. Год рождения – 1943, 15 июня

Родился в Лидсе в Англии. Его отец, владелец бара в Ливерпуле, послал мальчика учиться в частную школу «Кэннок-колледж», но, не закончив курса, сын вернулся и стал помогать в семейном бизнесе. Потом он становится коммивояжером кофейной фирмы, а однажды, совершенно случайно, по примеру подружки, посещающей вечерние актерские курсы, решает и сам попробовать себя на сцене. Макдауэлл проходит путь многих молодых провинциальных актеров: упорная борьба с простонародным йоркширским акцентом в школе, затем — бродячая жизнь в составе маленьких трупп, которая заносит его на остров Уайт. Попав же, наконец, в состав Королевской шекспировской труппы, Макдауэлл в течение полутора лет играл там в массовке. Талантливого юношу заметил на телевидении молодой режиссер Кен Лоуч и пригласил на эпизод в свой кинематографический дебют «Несчастная корова» в 1967 году. Тем не менее, официальным началом карьеры Макдауэлла в кино этот фильм считать нельзя, так как эпизод с его участием был впоследствии вырезан при монтаже. Уже играя в театре «Ройал Корт», Макдауэлл получает более значительные роли и попадает в поле зрения Линдсея Андерсона, режиссера, близко связанного с этим театром, служившим в конце 50-х — начале 60-х годов своеобразным культурным центром, вокруг которого группировались антиконформистски настроенные интеллигенты. Андерсон пригласил актера на главную роль в фильм «Если», ставшего своего рода откликом на студенческие движения протеста во Франции и Германии, ибо облик молодого актера показался ему очень современным. Подвижное, крупной лепки, фотогеничное лицо Макдауэлла во всем остальном являлось полной противоположностью канонам кинокрасоты: при упрямо выдвинутой нижней челюсти — пухлые губы, нос, хоть и с горбинкой, необыкновенно широкий, глаза большие, но слишком широко расставленные и глубоко сидящие, и, самое главное, глядящие на мир с каким-то дерзким вызовом. Актерская индивидуальность Макдауэлла оказалась идеальной для роли старшеклассника Мика Трэвиса, предводителя «крестоносцев», готовых для сокрушения оков рутины и произвола консервативной частной школы пойти на насилие. Не случайно именно Малкольм сыграл Алекса, центрального персонажа «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика, одного из ключевых фильмов 70-х годов, остающегося, и на сегодняшний день, его главнейшей актерской работой. Алекс – Макдауэлл, в первой части этой сюрреалистической фантазии на философские темы, изящно и артистично под любимую им классическую музыку избивает и насильничает, а во второй, оказавшись в тюрьме, под влиянием специальной обработки сознания, лишается возможности испытать малейший агрессивный импульс, в результате чего, едва не погибает после встречи со своими бывшими жертвами. В заданной режиссером условной стилизованной манере,  актер демонстрирует сначала чудовищные эксцессы принципа свободы, включающей в себя и свободу зла, а потом уже с помощью реалистической эстетики «сопереживания» — не менее чудовищную практику государства по манипулированию сознанием людей, пусть даже в «хороших» целях. Макдауэлл играет в широком диапазоне от чистой пластической выразительности до психологической нюансировки, от жутковатого, игривого демонизма до страдательной искренности. Роль в этой картине принесла Макдауэллу международное признание и номинацию на премию «Золотой глобус», но после работы с Кубриком актер на несколько месяцев слег с нервным срывом. Ему вообще достаются в герои люди с изломанной психикой, живущие на грани безумия в «объятиях демонов». Умение по ходу сюжета менять общий рисунок роли понадобилось Макдауэллу в следующем фильме Андерсона о Мике Трэвисе «О, счастливчик!». Здесь его герой уже не бунтарь, а своего рода Кандид, приспосабливающийся к самым разным ситуациям, в которые он попадает в ходе перипетий своеобразного «плутовского романа». По ходу сюжета «счастливчик» Макдауэлла сталкивается с самыми разными областями социального опыта, характерными для английской жизни. Здесь и коммерция, и функционирование милитаристской государственной машины, и обесчеловеченная наука и политические махинации большого бизнеса, и суд, и тюрьма, и люмпенское «дно». Начав свое путешествие с элементарного желания преуспеть в качестве коммивояжера, рекламирующего кофе, здесь использован биографический опыт самого Малкольма, Мик Трэвис проходит долгий путь разочарований, разучившись даже улыбаться. Когда сам Андерсон появляется в финальных кадрах и требует от Мика, попавшего на пробы к фильму «О, счастливчик!», улыбки, тот вымучивает ее лишь после удара по голове свернутым в трубку сценарием. В последнем фильме трилогии о современной Британии, завершенном Андерсоном почти через десять лет «Больница «Британия»», все тот же Мик Трэвис — Макдауэлл выступает в качестве телерепортера, попавшего в лапы маньяка-хирурга, желающего создать совершенного человека из разных частей. Здесь герой актера уже не центральный персонаж, а лишь один из многих, захваченных общим безумием, которое царит в метафорической «Британии». Фильмы Андерсона и Кубрика сделали Макдауэлла звездой, но они же и в какой-то мере ограничили его дальнейшую карьеру. Нигде более он не поднимался выше достигнутого здесь уровня. Майор Флэшмен в «Королевском блеске» режиссера Лестера — своего рода «Счастливчик» в антураже XIX века. В 1980 году актер сыграл одну из самых известных своих ролей в скандальном фильме Тинто Брасса «Калигула». Без участия Макдауэлла фильм был бы заурядной «порнухой». Cъемки «Калигулы» финансировала кинокомпания «Пентхаус». Продюсеры настояли на том, чтобы в фильм были включены сексуальные сцены. Но Макдауэлл превратил образ своего героя в драму человека, которому в этой жизни позволено все. Человека пресыщенного и несчастного. «В работе всегда полагаюсь на свои внутренние ощущения, – говорит Малкольм. – Когда меня спрашивают: «Как ты это делаешь?» – я отвечаю: «Не знаю. И не хочу знать». Некоторые вещи нельзя объяснить. Это Божий промысел». Казалось, ничто не мешало дальнейшему развитию его «звездной» карьеры, но нездоровый образ жизни – пьянство и наркотики, состарили актера, в одночасье превратив его из темпераментного, темноволосого, молодого человека в седого старика. Восьмидесятые годы для Макдауэлла были заполнены множеством незначительных ролей в посредственных картинах, но в девяностые он внезапно возвращается в большое кино: играет роль адмирала Толвина в мультимедийном «Wing Commander III», снимается в фильме «Звездный путь поколения 94» и в «Tank Girl». Также актер интенсивно работает на американском телевидении. Попыткой возрождения былой репутации стала роль в фильме Карена  Шахназарова «Цареубийца» в 1991 году, где Макдауэлл сыграл пациента психиатрической больницы, считающего себя цареубийцей Юровским, участником расстрела семьи императора Николая II. «Когда Карен прилетел ко мне на встречу в Швейцарию и привез сценарий своего фильма, я согласился мгновенно, – рассказал Малкольм. – В принципе я соглашаюсь сниматься в любом фильме, если два из трех условий совпадают: хороший сценарий, деньги и поездка в интересную страну. Что касается образа Юровского, передо мной стояла задача: понять и представить себе, каким был этот фанатичный большевик, палач. По-моему, он достаточно прямолинейный персонаж. Он служитель идеи, профессионал. Но и о себе не забывает. Цена его страшной работы – повышение по службе. Для него это даже не убийство, а так, обычная рутинная работа. Меня всегда привлекали роли, в которых ярко выражена индивидуальность. Но я не имею в виду абсолютную свободу человека перед нравственным табу. Лично я против любого насилия». За тридцать лет работы в кино Малкольм Макдауэлл снялся в семидесяти с лишним фильмах. В числе увлечений актера – коллекционирование игрушечных грузовиков, посещение антикварных салонов и аукционов, вождение автомобиля. С 1993 года Макдауэлл женат на Келли Кер. «Около двадцати лет назад я уехал в США, чтобы сниматься в Голливуде, – рассказал актер. – Там познакомился с актрисой Мэри Стинбурген, она стала моей женой и матерью двоих моих детей. К сожалению, наш брак продлился недолго. Думаю, сказалась разница менталитетов – американского и европейского. Но я остался в Америке – центр киноиндустрии здесь, а не в утомленной Англии. Мои соотечественники переживают сегодня не самые лучшие времена. Это похоже на национальный нервный срыв. Сегодня я понимаю, что кроме культуры, меня мало что связывает с родиной. Хотя корни мои, конечно, там. Я не смог бы больше там жить, но люблю возвращаться домой к матери. Испытываю такую же ностальгию по английским пейзажам, как, наверное, русский – по русским. Америка мне подходит больше. Знаете, американцы в чем-то напоминают мне русских. Они щедры, просты, доброжелательны в общении. Я даже предположил, что дело в размерах стран. Хотя в Америке есть много такого, что европейца раздражает. Например, отсутствие какой-либо культуры. Страна-то еще очень молодая. Мало романтизма и чувственности. Все американцы помешаны на карьере. Кажется, они запрограммированы думать об этом 24 часа в сутки. Это общество потребителей». А недавно стало известно – Малкольм Макдауэлл, один из самых известных и самых мистических актеров мирового кино, сыграет советского авиаконструктора в фильме «Ночные ведьмы». «Самое лучшее, чего я смог достигнуть, – перестал пить. Последний раз я выпил лет 15 назад. Это повлияло на мою последующую жизнь. Словно высвободилась дополнительная энергия. Я стал лучше понимать и любить людей. Другое мое достижение – мои дети. Не представляю жизни без них. Даже рабочий график стараюсь построить так, чтобы летние каникулы проводить вместе. Я люблю Италию. У меня небольшой замок в Тоскане, недалеко от дома Андрея Тарковского. Я очень его любил. Мы много путешествуем с детьми, занимаемся спортом. Когда возвращаюсь в Калифорнию, стараюсь бывать поближе к детям».

ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ, актер. Год рождения – 1941, 24 сентября

Родился в Самарской области, в обыкновенной семье советского офицера и матери-домохозяйки. В любой момент семья по приказу по службе отца могла отправиться жить в другой город. Смена обстановки и друзей – это было привычным явлением для маленького Игоря, пока их семья стабильно не осела в Таллине, где мальчик и пошел в школу. Воспитание в том и заключалось, что его не слишком много воспитывали. Отец все время был занят, вот и гоняло юное создание по улицам босиком, играл в компаниях в войну, в казаков-разбойников, что-то придумывал. Свободолюбивому ученику таллинской школы Игорю Ясуловичу еще в юности хотелось заняться чем-то таким особенным, чтобы душу наизнанку выворачивало. Все это стало возможным, когда парень был принят в театральный кружок. Тогда им руководил известный актер драмтеатра в Таллине Иван Россомахин, и уже скоро талантливый юноша оказался в числе лучших учеников. В драмкружке спектакли играли на сцене Русского драматического театра. Это было очень престижно, ребята чувствовали себя, как теперь принято говорить, элитой. Иван Россомахин сыграл решающую роль в становлении будущего актера, он и помог своему ученику раскрыть талант и поверить в собственные силы. Вкусив волшебство театрального искусства, Игорь Ясулович по окончании школы прямиком отправился в Москву, но там уже все вступительные сроки были пропущены. Юноша попытался поступить в ГИТИС и срезался на втором туре, но удача все равно ему улыбнулась – только уже во ВГИКе. Прочитав басню, стихотворение и пройдя тест на киногеничность, он был зачислен на курс к великому мастеру Ромму. Быть учеником Ромма — обязывает. Вообще-то, у гениального Ромма, Ясулович учился дважды: сначала на актерском, а потом на режиссерском. На режиссерском актер учился с Кончаловским, Смирновым, Эсадзе, Трегубовичем. После института полный сил и энергии Игорь Ясулович организовывал экспериментальный театр пантомимы «Эктемим», но пластические «аккорды» и «гаммы» не слишком пригодились молодому актеру в пьесах Театра киноактера, куда Ясулович поступил на службу. Зато там шли Шекспир, Лопе де Вега, мюзиклы. Позже в ТЮЗе все же появилась возможность использовать накопленный багаж «Эктемима». В постановках «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Гроза», «Борис Годунов» Игорь Ясулович погружался в глубинные слои психологии своего героя через пластику. В театре у Ясуловича было немного крупных ролей, но его герои кроме груза собственного характера всегда несли еще и функцию «отражения», и поэтому каждая сыгранная актером роль в стенах знаменито ТЮЗа не осталась незамеченной публикой и критиками. Свой путь в кино Игорь Ясулович начал у своего любимого учителя Михаила Ромма с маленькой роли в интеллектуальной драме, эталоне советского кино, картине «Девять дней одного года». Хотя роль и маленькая, но Игорь Ясулович сыграл ее талантливо, в полную силу. По поводу маленьких ролей он не переживал, ведь можно и большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимал, что играть нечего. Просто ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой роли был человек, тут уж Ясулович выступал настоящим ювелиром. Играл с несказанным удовольствием. У Швейцера в неистовой картине «Время, вперед!» он сыграл корреспондента, энтузиаста с горящими глазами. Это была замечательная школа Михаила Абрамовича. Режиссер вытягивал из артиста его потенциал, выстраивал такую атмосферу на площадке, такой градус эмоции, что льдина «пылала». А в быковском «Айболите-66» актер предстал трагиком. Целое лето в белом пластическом гриме, что через несколько часов под софитами даже кожа начинала гореть. Игорь Ясулович никогда не боялся экспериментов. Он чувствовал себя комфортно и в комедиях, и в детективах, и в драмах, и главной виной тому была его слишком интеллигентная внешность. Такой некий худосочный интеллигент, в котором что-то есть, есть какая-то «червоточинка». По этой линии режиссеры его и эксплуатировали. Вот гражданин с собачкой, которого маленькая собачонка тягает по газонам. Там нельзя выгуливать собак, и жилец, выгуливающий собаку, страдает от этих запретов – такой герой Ясуловича в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Или бесхитростный Аппель в киноленте «Майор «Вихрь», или напыщенный адвокат в «Семейном счастье». Для большинства кинозрителей, поклонников и тех, кто знает, кто такой актер Ясулович, это, прежде всего, инженер Щукин из «Двенадцати стульев». Самое первое и самое яркое, что приходило в голову – это голый человек на лестнице. Тогда Ясулович стал первой обнаженной натурой в советском кинематографе, открыл нечто такое «эротическое». А каков яркий Электрон Иванович Ясуловича в «Гостье из будущего». Каждой новой ролью Игорь Николаевич открывает в себе что-то новое. Актер ювелирно и тонко прорабатывает грани каждого своего персонажа. В основе своего киноуспеха актер всегда считал полное доверие режиссеру. Он всегда был уверен, что режиссеру надо просто поверить и выполнить то, что ты, может быть, до конца и не понял. Так актер и работал над ролями и всегда был на высоте. Киномеханик Никита Зудов в комедии «Зудов, вы уволены». В драме «Жил отважный капитан» – Макароныч. Виктор в «Городе невест». Корн в приключении «Гардемарины, вперед!», Андреич в «Друге» и Эно в сказке «Мио, мой Мио». И почти цирковой в черном трико Кощей Бессмертный у Павла Арсенова в «Лиловом шаре». Случилась целая история, как тогда искали костюм и грим. Режиссер хотел видеть деревенского Кощея в валенках, а кости для него взять у «учебного скелета», наклеили их на черный костюм. Потом они над валенками двигались, как на шарнирах. В кино Игорь Ясулович прожил всю жизнь «на глубокой периферии», но на нехватку работы актеру было бы грех жаловаться, он был всегда востребован. Острый характер внешнего рисунка Игоря Ясуловича с тончайшей психологической связью внутреннего ощущения героев — редчайшее свойство актерского дарования, конечно же, умноженное ежедневным тренингом. Игорь Ясулович постоянен не только в своей профессии, но и в личной жизни. Его сын Алексей Ясулович – довольно известный актер. «Уже много лет главной женщиной для меня остается моя жена Наташа. Мы познакомились с ней в гостях у общих знакомых. Потом были встречи, долгие прогулки. В 1963 году расписались. Через два года мы отметим золотую свадьбу. Жена окончила исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения. Сейчас Наташа занимается театральной сценографией. Около трех лет назад мы переехали на новую квартиру, но до сих пор некоторые вещи не удается наладить, – рассказывает Игорь Николаевич. – Иногда просто руки не доходят, чтобы какие-то крючки повесить, что-то купить. Не зря говорят, что переезд хуже пожара. Мы ведь всю жизнь жили в одной квартире, в центре города. Теперь надо свыкнуться с новым местом. В квартире живем мы с женой Натальей Юрьевной и сын Леша с семьей. У нас подрастает внучка Глафира. В марте ей исполнится три года». В актерской биографии Игоря Николаевича нет-нет, да и проскользнет главная роль. Режиссер Пчелкин пригласил актера на роль не безупречного, но тонко чувствующего людей Юзича, который пытался выжить в законах петербургских трущоб в «Петербургских тайнах». Параллельно Ясулович блестяще снялся в своих любимых маленьких ролях в драме «Королева Марго», и в телеспектакле «Бледнолицый лжец». Может быть маленькие роли тем и хороши, что их можно быстро сыграть, и тут же начать новую жизнь уже с другим героем. Скорее всего, Игорь Ясулович и жил по этой неприхотливой аксиоме. Актер никогда не отказывался от роли в интересном для него проекте. Туруцкий в сериале «Саломея», профессор Тараканов в комедии «Даже не думай!», психолог в сериале «Каменская» и Григорий Матвеевич «Всегда говори всегда». Игорь Ясулович – характерный актер, органично проявляющий себя и в бытовой драме, и в психологическом детективе, и в жанре комедии. И Ясулович всем был нужен! Он очень хороший профессионал. Он дисциплинирован: утром просыпается и через пять минут уже на съемках. Актер с резким, характерным, именно запоминающимся лицом. Он просто надежный актер, что очень важно для режиссера. Режиссеры любили Игоря Ясуловича – он снимался невероятно много. За один год мог сыграть несколько ролей. И как сыграть! Суслов в политическом киноромане «Брежнев». Данила Романович в детективе «Пороки и их поклонники». В притче по мотивам рассказа Маркеса «Человек-ветер» в авторской картине Хуата Ахметова, Ясулович сыграл роль стареющего ангела. А в трагикомедии «Джоконда на асфальте» успешно снялся в роли Питера, «хозяина», отца Ольги. А еще в сериале «Девять неизвестных», «Формула зеро». И это все за один только 2006 год! С возрастом актеру грима надо все меньше. Игорь Ясулович — последний из могикан высокой театральной экстетики, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской и таировской школ. Сам актер себя называет «фруктом позднего созревания». «Делаю то, что созвучно моему внутреннему состоянию». Лицо Ясуловича — даже мельком замеченное в кадре, врезается в память навсегда. Благородный Фирс в драме «Сад». В картине «Четыре возраста любви» Сергея Мокрицкого великолепен дуэт Игоря Ясуловича с Лией Ахеджаковой. Там актер замечательно сыграл педанта и зануду, цифрами и бумажками отгородившегося от настоящей жизни. Ярко отметился Ясулович и в комедии «Выйти замуж за генерала». Игорь Ясулович с большой любовью занимается режиссурой. Помогает ему в этой жизни и работа со студентами. Свои режиссерские амбиции он вполне удовлетворяет тем, что возится с ребятами и делает все с удовольствием. А вообще для Ясуловича обычная жизнь – это бесконечная работа. «Так тем профессия и хороша актерская. Она так разнообразна. Ведь не приходится делать одно и то же. Разные роли, разные люди. Смысл актерской профессии в том, чтобы разобраться в себе самом, разобраться в мире, который тебя окружает. И тогда эта профессия имеет смысл, потому что в общем, ведь это, так скажем высокопарно, ведь это – человековедение», – философски рассуждает большой человек, великий актер Игорь Николаевич Ясулович.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ