ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Роберт Дюваль / Леонид Куравлев

4
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

РОБЕРТ ДЮВАЛЬ, актер. Год рождения – 1931, 5 января

Родился в Сан-Диего в Калифорнии в семье военного. Отец дослужился до звания адмирала, а мать была родственницей самого генерала Роберта Ли, который принимал активное участие в боевых действиях в период Гражданской войны, развернувшейся в США. Какое-то время семья жила в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской академии. “Когда я учился в школе в конце первой корейской войны, успехи у меня были не блестящие, – рассказал Роберт. – Я вырос в семье военного, мой отец в шестнадцать лет поступил в Военно-морскую академию. Наверное, родителям хотелось, чтобы я поддержал семейную традицию, но они понимали, что такая жизнь не для меня, и они, можно сказать, сами подталкивали меня к профессии актера. Это кажется странным, однако они знали, что делали, потому что со своими оценками в Академию я бы не поступил. Так что именно родители сказали мне: «Попробуй стать актером», и я по сей день благодарен им за это”. После окончания колледжа, Роберт служил в армии, демобилизовался в звании рядового. В 1954 году он поступает в школу актёрского мастерства в Нью-Йорке. Во время учёбы юноша подрабатывал клерком на почте. Свою актерскую карьеру Дюваль начал в нью-йоркском театре “Гейт”, где в 1958 году исполнил роль Фрэнка Гарднера в спектакле «Профессия миссис Воррен» по пьесе Бернарда Шоу. В 1965 году состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по одноименной пьесе Артура Миллера. Дюваль сыграл роль Эдди и был награждён премией “Obie” за выдающееся исполнение этой роли. Он сыграл в бродвейской постановке «Дождись темноты» и создал яркий образ психопата Гарри Роута младшего. Спектакль стал сенсацией Бродвея 1966 года. Дюваль дебютировал на телевидении, где сыграл роли в сериалах «Побег из тюрьмы», «Точное опознание», «Беззащитный город». В кино актер появился в 1962 году. Он сыграл роль Артура «Страшилы» – подростка, прожившего большую часть своей жизни взаперти, в фильме «Убить пересмешника». Фильм считается лучшей экранизацией романа Харпер Ли. Герой Дюваля в этом фильме является воплощением одного из самых знаменитых в литературе архетипов: невидимый монстр, которой при встрече оказывается нежным, измученным и чутким существом. Роль потребовала от Дюваля большого мастерства, поскольку создавать образ Страшилы он должен был без слов, с помощью языка тела и жестов. Актер сыграл Капитана Пола Кабота в фильме «Капитан Ньюмэн, доктор медицины». Знаковой была роль Шиза в фантастической картине «Обратный отсчёт». В 1969 году Дюваль был приглашён на роль Гордона в фильм Фрэнсиса Форда Копполлы «Люди дождя». У Джорджа Лукаса в ленте «THХ 1138» он сыграл человека, бросившего вызов тоталитарной системе подавления. В «Крестном отце» – юридического советника семьи Корлеоне. В «Элите убийц» – киллера, предавшего своего лучшего друга. Актер воплотил образ майора Фрэнка Бёрнса в фильме «Военно-полевой госпиталь». Фильму сопутствовал большой успех, а для Дюваля стал первым комедийным фильмом. Он доказал, что ему под силу не только драматические роли, но и юмористические образы. Настоящий успех и международное признание пришли к Дювалю после выхода на экраны фильма «Апокалипсис сегодня», в котором он сыграл роль подполковника Килгора, принесшую ему очередную номинацию на «Оскар», и ставшую актёрской удачей. Эту работу критики называли поразительной по силе и очарованию. Из фильмов 80-х годов с участием актера следует выделить «Плавучий маяк». Ему удалась роль спортивного обозревателя в ленте «Самородок» и образ полицейского в картине «Цвета». В 1989 году Дюваль снялся в серале «Одинокий голубь» в роли Гуса Маккрэя, бывшего техасского рейнджера. Эта роль принесла ему номинацию на премию «Эмми» за лучшую актёрскую работу в сериале. В 90-е годы он много снимается. Это похотливый отец семейства в «Беспутной Розе», полицейский в «Падении», редактор в «Газете», обманутый женой пуританин в «Алой букве», врач в «Феномене». Актер интересуется и режиссурой. Им поставлен документальный фильм “Мы не робкого десятка”, о семье из Небраски, занимающейся родео, и картина “Анджелло, любовь моя”, о цыганском парнишке в Нью-Йорке. В фильме «Апостол» Дюваль выступил режиссёром и автором сценария. Фильм был снят на собственные средства актёра, а сценарий написан им за пятнадцать лет до начала съёмок. Этим фильмом Роберт разрушил все стереотипы, созданные обществом о проповедниках, но сделал это без карикатурных и высмеивающих их приёмов. Будучи человеком верующим, Дюваль признавался, что «Голливуд создает отличные блокбастеры, но когда дело касается религиозной тематики, телевидение и Голливуд делают это грязно». Для придания фильму достоверности Дюваль пригласил на съемочную площадку обычных прихожан, которые играли в фильме самих себя. Актер соглашается играть Иосифа Сталина в ленте «Сталин». В этом фильме преступления вождя показаны главным образом в личном плане: убийство жены, друзей, соратников. И хотя внешне, несмотря на умелый грим, актер не очень похож на свой исторический прототип, внутренняя сила главаря, человека, привыкшего вершить судьбы людей, ощущается не только в его облике, но также в словах и поступках. Он четырежды выдвигался на «Оскар», но премию получил лишь в 1983 за исполнение роли пьяницы-певца в ленте «Нежное милосердие», где исполнял песни собственного сочинения. В 2003 году в фильме «Боги и генералы» Дюваль воплотил образ командующего войсками Конфедерации генерала Ли, своего предка. Фильм снимался на ранчо недалеко от владений Дюваля в штате Вирджиния. В картине «Джек Ричер» Дюваль играет роль Сэма Кэша. Полиция, расследующая совершенно ясное, на первый взгляд, дело – киллер убивает пятерых невинных людей, быстро арестовывает главного подозреваемого. Однако в город приезжает бывший военный следователь Джек Ричер и в одиночку раскапывает факты, свидетельствующие о том, что все не так очевидно, как кажется. Являясь талантливым и ярким актером, Дюваль не ставил перед собой задачи во что бы то ни стать звездой Голливуда. Он блестяще перевоплощался не только в образ простого американца, но и мог филигранно сыграть высокопоставленного чиновника и политического деятеля. Он дотошен во всем, что касается работы. Это часто приводило к ссорам с режиссерами, от которых зависим всякий артист. Вечные нелады с прессой, бесцеремонно вторгающейся в частную жизнь. Однако экранное долголетие и слава, пусть поздно, но пришедшая к Дювалю, лишний раз свидетельствуют: талант всегда побеждает. Критики признают, что такой актёр как Дюваль, может сыграть всё, что угодно, и сделает высококлассным любой проект, в котором участвует. Он полностью перевоплощается в своих персонажей, не оставляя на них отпечатка собственной личности. “Я всегда помню то, что Сэндфорд Мейснер, мой учитель актёрского мастерства, говорил нам. Когда вы создаёте образ, это как делать стул, за тем лишь исключением, что вместо дерева, вы делаете его из себя самого. Это и есть актёрское ремесло – вложить всего себя в образ”. Сам Дюваль не скрывал, что его любимым жанром в кинематографе является вестерн. “У англичан есть Шекспир, у французов – Мольер, а вот вестерн – это наше все! Это наш национальный жанр, и я всегда любил его. К тому же в детстве я часто ездил в северную Монтану на ранчо к дяде. Возможно, с этого и началась моя любовь к вестернам. С раннего детства я знал, что когда-нибудь мне захочется сыграть ковбоя в кино. Видимо, поэтому на моем счету немало вестернов”. Дюваль был женат четыре раза. Его вторые половинки были причастны к миру кино. Четвертая жена – аргентинская актриса Лусиана Педраса младше Дюваля на сорок один год. Однако этот факт не смущает пару, они счастливы вместе. Длительное время жили в гражданском браке и только в 2004 году сыграли свадьбу. “Такую умную женщину еще поискать нужно! Ее бабушка Сусана Феррари Биллингхерст была первой аргентинской летчицей, так что дам с характером у них в роду предостаточно. Я во многом полагаюсь на ее советы, причем это относится и к моим ролям, и к выбору фильмов, которые я хотел бы поставить”. Детей ни в одном из четырёх браков у него не родилось. Актер является основателем благотворительного фонда «The Robert Duvall Children’s Fund», который оказывает помощь детям Аргентины, занимается финансированием строительства школ и больниц, заботится о малоимущих. Дюваль снял фильм «Убийственное танго» об одном из своих увлечений – танго. Это ещё одна его авторская работа. Он является автором сценария, режиссёром и исполнителем главной роли, а основной женский образ создала жена Дюваля, актриса Лусиана Педраса. “Я всегда слежу, не появится ли какой-нибудь новенький вестерн. С недавних пор я пытаюсь приобрести права на книгу «День, когда ковбои забастовали». Ее написал Элмер Келтон, а лучше него вестерны никто и никогда не писал. В ней рассказывается о том, как ковбои устроили забастовку против хозяев больших ранчо”.

ЛЕОНИД КУРАВЛЕВ, актер. Год рождения – 1936, 8 октября

Родился в Москве. Отец работал слесарем на авиационном заводе, а мама была парикмахер. В 1941 году из-за доноса она была вынуждена по решению суда покинуть столицу. Валентину выслали в Мурманскую область. После семи лет разлуки ей разрешили увидеть сына, и Леонид приехал к матери. Детские годы, проведенные на Кольском полуострове, сегодня он называет счастливыми. “Детство, несмотря на такие, казалось бы, трагические условия, все равно благодатно, – говорит Леонид Вячеславович. – У детей ведь особая душа. Им принадлежит мир, даже если рядом он рушится и смерть гуляет своей косой налево и направо. Детство – особая пора, особая планета”. После возвращения домой в Москву, семье пришлось тяжело. Денег ни на что не хватало. Мальчик учился не слишком прилежно, точные науки давались с трудом. Леонид мечтал стать артистом, играть в кино, но тогда эта мечта казалась фантазией. В 1953 году, после окончания школы, он решает поступать во ВГИК. Конкурс был огромным, и тогда Куравлев не поступил. Два года Леонид работал, а потом, несмотря на непонимание родных, попробовал поступить еще раз. И поступил на курс к Борису Бибикову. С учебой в институте не все было гладко. Бибикову студент не нравился, казался закрытым и напрочь лишенным таланта. На втором курсе тот даже собирался отчислить Куравлева. Чудом Леонид остался. Вскоре он приобрел уверенность, раскрепостился, и Борис Владимирович стал хвалить начинающего актера. В кино Куравлев дебютировал еще студентом. “Впервые на съемочную площадку меня пригласил Андрей Тарковский, снимавший свою курсовую работу «Сегодня увольнения не будет». Я сыграл солдата, который вместе с товарищами обезвреживал мины, оставленные фашистами в Курске. Кстати, фразу, давшую название фильму, произношу именно я”. В 1960 году он сыграл матроса Камушкина в фильме «Мичман Панин». Снялся в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». Шукшин стал тем режиссером, который и открыл для зрителя Куравлева. В 1961 году он снялся в картине «Когда деревья были большими». В 1964 году в фильме «Живет такой парень» Леонид сыграл Пашу Колокольникова – милого и доброго парня, желающего помочь всем вокруг и побеждающего напасти своим юмором. Во время съемок Шукшин попросил Куравлева, чтобы его герой немного заикался. Актер так и сделал, сыграв очень правдоподобно. В другой картине Шукшина – «Ваш сын и брат», Куравлев сыграл Степана Воеводина. В какой-то степени это был тот же Пашка Колокольников, но только в драматической версии. Его герой совершает побег из заключения за два месяца до окончания срока. Несколько часов он проводит в родном доме, пока не появляется милиционер. Куравлев блестяще вписался в стилистику шукшинских фильмов. “Шукшин – необычная фигура в истории русского искусства. Он не только режиссёр со своим языком, который нельзя ни с кем спутать. Неохватная фигура – человек будущего. Он ещё не расшифрован по-настоящему. Эта его дикая, сумасшедшая любовь к народу, к нации, причастность к ней. Он страдал очень. Страдал за народ. Он – нерв. Ему и была предназначена, видно, из-за этого, короткая жизнь”. В фильме «Вий» Леонид сыграл роль Хомы Брута. Сам актер очень ценит эту работу, поскольку, Гоголь является одним из его любимых писателей.

Следующим этапом в его карьере стала роль Шуры Балаганова в комедии «Золотой теленок». Яркий, искрометный образ, созданный Куравлевым стал тем недосягаемым эталоном, по которому впоследствии мерили остальных исполнителей. Стоит отметить роль Сорокина в ленте «Неподсуден». Это одна из редких отрицательных ролей актера. Играл Куравлев разных персонажей – Робинзона Крузо в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», Лавра Мироновича в картине «Последняя жертва» по одноименной пьесе А.Н.Островского, фашистского офицера Айсмана в сериале «Семнадцать мгновений весны». “Режиссер Татьяна Лиознова хотела меня взять на роль Гитлера, за что я ее страшно зауважал. Для нее не было критериев, кроме тех критериев, которые жили в ней по отношению к любому актеру. Я-то чувствовал, что не потяну на дьявола. И тогда она предложила мне Айсмана. Заклеила, чтобы я меньше напоминал другие роли, мне глаз, арийский горбатый нос приклеили, чтобы я больше смахивал на арийца, на немца”. Однако зрительскую любовь актеру принесли комедийные роли. Одна из таких работ – вор-домушник Жорж Милославский в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Куравлев сыграл Милославского с необыкновенной легкостью, размашистостью, не затерявшись в поистине звездном составе. У Гайдая Куравлев снимался много. В картине «Не может быть» сыграл жениха Володьку Завитушкина. В 1975 году на экраны вышла комедия Георгия Данелии «Афоня». Актер сыграл необычного героя. Его Афоня Борщов – слесарь-сантехник, берет взятки, дебоширит, пьет, получает взыскания, скучает и не знает как жить, чтобы не было скучно. Но именно таким его и полюбили зрители. “Сколько писем люди мне писали после выхода фильма! До сих пор, хоть и редко, кто-то да крикнет мне в спину: «Афоня, дай рубль!» Иногда я оборачиваюсь и говорю: «А что ты сегодня сделаешь на этот рубль?» Ведь в 1975 году это были совсем другие деньги”. Каждое появление актера на экране вызывало интерес. Причиной тому – та тщательность, с которой Куравлев подходил к роли. В картине «Место встречи изменить нельзя» он появляется в роли вора по кличке Копченый, с которым Жеглов играет в бильярд. Буквально за несколько минут существования на экране актер мастерски создает вполне законченный и необычайно правдоподобный образ. Не мало интересных работ было создано Куравлевым и в 80-е годы. Стоит отметить бесподобный дуэт с Софико Чиаурели в комедийном детективе «Ищите женщину». Среди других работ: Саня в комедии «Дамы приглашают кавалеров», Меньшиков в картине «Демидовы», Зотов в детективе «ТАСС уполномочен заявить», Миша Дятлов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», фон Борк в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», Король в сказке «На златом крыльце сидели». 90-е годы были не лучшими для кино. Многим актерам приходилось выживать. Картин выходило мало, и в большинстве своем они были низкопробными. Не обошлось без таких работ и в биографии Куравлева. «Агенты КГБ тоже влюбляются», «В поисках золотого фаллоса», «Русское чудо», «Русский счет». Актер продолжает радовать зрителей своими работами. Режиссеры нередко видят Куравлева в ролях военных и милицейских начальников. Так в картине «Бригада» он сыграл генерала, в том же звании он появился в драме «Европейский конвой», а в сериале «Сыщики» – полковника уголовного розыска Лютикова, в сериале «Улицы разбитых фонарей» – полковника Ершова. “Ни для кого не секрет, что для съемок нужны деньги. Бывает, что картина начинает сниматься, потом деньги кончаются, и все приостанавливается. Находится еще какая-то сумма, и съемки продолжаются. Но бывает, что денег больше нет, и картину бросают. Такое сегодня не редкость”. Всю жизнь Леонид Куравлев любил одну женщину – свою жену, которую встретил в шестнадцать лет на катке. В 1960 году Нина и Леонид стали мужем и женой. Воспитали двоих детей – дочь Екатерину и сына Василия. Нина никогда не почивала на лаврах звездной жены. Всю жизнь работала в школе преподавателем английского языка, потом стала завучем. “Она преподавала английский язык в школе. Знала его блестяще, у нее был талант. Когда в Москву приезжали английские делегации, ей звонили, приглашали, и она работала переводчицей. Англичане спрашивали ее: «Откуда вы так знаете английский язык? Вы разговариваете, как разговаривают в центральном округе Лондона». Нина для меня была всем. Умница, красивая и внешне, и душой”. В 2012 году Нины Васильевны не стало. Смерть супруги для Леонида Вячеславовича оказалась страшным ударом. Сегодня он ведет скромную жизнь, не желая публично обсуждать свою персону. Утешение для него – это три внука. “У меня много предложений и сейчас. Я отказываюсь. Не могу сниматься в том, что мне предлагается. Это неинтересно. По-прежнему много читаю. У меня большая библиотека. Внуки – три мужика. Степан – занимается баскетболом. Выше меня, иногда я в ужас прихожу. Средний, Фёдор увлекается рисованием и спортом – борьбой. А младшему, Гришеньке – семь. Живой, сообразительный. Быстрый на мысли, очень забавный. Они-то меня и держат на поверхности”.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ