ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Рэйчел Вайс / Полина Агуреева

12
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

РЭЙЧЕЛ ВАЙС, актриса. Год рождения – 1971, 7 марта

Родилась в Лондоне. В ее жилах течет австрийская и итальянская кровь. Во время войны семья была вынуждена бежать от нацистов из Венгрии. Отец был изобретателем, который разработал механизм обнаружения наземных мин и особые противогазы, снабженные собственным запасом кислорода. Мать работала психотерапевтом, практикующим на дому. Кинокарьера Рэйчел могла начаться в четырнадцать лет. Миловидную девушку с выразительными глазами, пригласили сняться в фильме Ричарда Гира “Король Дэвид”. «Я не горела желанием играть в кино. Оно появилось позже. Но тогда мне просто повезло». На тот момент родители не были готовы к актерской карьере дочери. «Я никогда не была звездой школьных спектаклей. Не залезала на стол с песнями и плясками. Я была, скорее, скрытной. Игра позволяет мне исчезнуть. Люди часто воспринимают актерство как показуху, но я думаю, перевоплощаясь в своего персонажа, актер исчезает». Рэйчел окончила Кембриджский университет, где не только изучала английский язык и литературу, но и сделала свои первые шаги на сцене в студенческих постановках. Она стала одной из основателей студенческой труппы «Cambridge Talking Tongues», которая была отмечена призом на Эдинбургском театральном фестивале. “Мы сами делали спектакли, я раздавала флайеры в колледже, – рассказала актриса, – приходило пять зрителей, и мы играли для них. Классно было». Выйдя на профессиональную сцену, молодая актриса сразу же завоевала симпатии зрителей и критиков, была отмечена премией как лучшая дебютантка. В 1995 году состоялся ее дебют в кино в фильме «Машина смерти». В 1996 году Вайс сыграла роль дочери скульптора в фильме Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота». Успех был подкреплен участием в картине «Цепная реакция». Далее последовали заметные роли в картинах «Сухопутные девушки», «Попутчики», «Я хочу тебя». Среди актеров есть поверье: какой была первая роль, такие роли и надо ожидать в течение всей карьеры. Для Вайс этот принцип стал пророческим. Актриса играла в лентах с мистическими мотивами. В 1999 году Рэйчел снялась в блокбастере «Мумия» и в драме «Вкус солнечного света». Роль русской девушки Тани Черновой в военной ленте «Враг у ворот» нельзя отнести к большой творческой удаче актрисы. В 2002 году Рэйчел снялась в комедии «Мой мальчик». Продюсеры и режиссеры не забывали про талантливую актрису. Она терпеть не может положительных героинь и считает, что умение рисковать делает жизнь безопаснее. В 2006 году Вайс была удостоена премии «Оскар» за участие в ленте «Преданный садовник», которая была основана на одноименной книге Джона ле Карре. “Моя героиня – активистка, – говорит Рэйчел, – она помогает людям и в каком-то смысле сует нос в чужие дела и доставляет много хлопот. Однако, она не принадлежит ни к какой группе, активистка свободного полета. С одной стороны, она делает очень много добра, с другой – такого натворила. Меня привлекло в характере Тессы Куайл то, что она хотела умереть за идею, в которую верила. Я стала спрашивать себя: “А есть ли что-то, ради чего я готова была бы умереть?” И не могла ответить. Я не особенно интересуюсь политикой, но меня зачаровывают и устрашают люди, готовые отдать жизнь делу. Хотя я тоже отдаю свое время воплощению историй, однако, это совсем другая работа”. В 2008 году Вайс начала сниматься в исторической драме «Агора», о Египте первых веков нашей эры. Фильм снимался на Мальте и получился очень красивым. В 2011 году Вайс сыграла роль Розе в картине «360». Сюжет был основан на идеи, воплощенной австрийским писателем Артуром Шницлером в 1900 году в пьесе «Хоровод». Героями пьесы были люди разных сословий, вступавшие в сексуальные контакты. В каждой из сцен фигурировали мужчина и женщина, причем один из персонажей переходил в следующий эпизод. Так продолжалось до тех пор, пока круг не замыкался. После первой публикации пьесу «Хоровод» сочли порнографической, поэтому на сцене она была поставлена только в 1920 году. “Мне кажется, что добрые, хорошие, со всех сторон положительные героини – страшная скука и для актрисы, и для зрителей. Сценарий должен быть зарисовкой из реальной жизни, очень настоящей и живой, чтобы меня заинтересовать. И характеры должны быть взяты из нее же, из жизни”. В 2013 году Вайс предложили роль злой ведьмы в фильме «Оз: Великий и могучий» по книге Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз». Сюжет ленты строился вокруг молодого иллюзиониста, который попал в волшебную страну и оказался втянут в борьбу за власть могучих ведьм. Актриса сыграла одну из трех ведьм-сестер – ревнивую Эванору, именно она перетянула на темную сторону младшую Теодору. “Каждую сцену необходимо играть как можно более честно, забыв о возможной реакции на нее кого угодно. Чем серьезнее ты относишься к своему делу, тем смешнее может быть результат”. Рэйчел исполнила роль супруги главного героя в фильме «Железнодорожник». Лента основана на одноименной биографической книге бывшего офицера британской армии Эрика Ломакса. Он был захвачен в плен японцами в 1942 году. Ломакс прошел через военные лагеря, где его пытали. Кроме того, Эрик вместе с другими пленными был вынужден принимать участие в строительстве железной дороги. “Людям нужны истории. Иногда они могут воздействовать мощнее, чем что-то другое, иногда они просто развлекают и отвлекают от работы и забот. Я не знаю, является ли то, что я делаю, необходимым, но считаю, воплощение историй – это действительно важная часть жизни. Людям нужно искусство, фильмы, или картины, что-то, что помогает им чувствовать жизнь”. Вайс приняла участие в съемках фильма «Эволюция Борна». “Мне очень понравились предыдущие части «Борна», их реализм, мастерство актеров, высококлассный сценарий. И роль, которую мне предложили, была необыкновенно интересной. Моя героиня не банальная жертва, которая весь фильм бегает от опасности, а девушка с характером, с моральными устоями. В фильме я ученый-вирусолог. Марта работает на фармацевтическую компанию, двигает науку в оборонных целях. Она понимает, что делала нечто страшное, опасное для людей, но ее просили об этом не задумываться. В итоге, ее мучает совесть и неудобные вопросы она себе задает”. Актриса получила награду Лоуренса Оливье за главную роль в спектакле «Трамвай-желание». В 2007 году Вайс была помолвлена с режиссером Дарреном Аронофски. Но, несмотря на помолвку и рождение сына Генри, свадьба так и не состоялась. Пара рассталась, хотя и поддерживает дружеские отношения. В 2011 году Рэйчел вышла замуж за актера Дэниела Крэйга, с которым познакомилась на съемках триллера “Дом грез”. Свадьба была тайной – в прессе не наблюдалось даже слухов о предстоящем торжестве. Бракосочетание состоялось в присутствии детей актеров и пары друзей-свидетелей. “Мы очень ценим нашу личную жизнь. Мне кажется, разговоры о работе доминируют в общении любой пары, чем бы каждый из супругов не занимался. Иногда я понимаю, что стоит оставить работу на работе, но неизбежно у нас появляются профессиональные темы для дискуссий. Нам есть о чем поговорить и помимо работы, в мире происходит так много интересных и важных вещей. Но мы актеры – фанаты своего дела и ничего с этим не поделаешь”. У нее есть сестра Минни, фотограф и арт-куратор. Рэйчел остается в центре внимания кутюрье и модных брендов: она служила лицом “Revlon”, “Burberry”, “L’Oreal” и музой нью-йоркского дизайнера Нарсизо Родригеса. «Когда я была юной, кто-то сказал мне: нельзя жить с мыслью, что твоя лучшая в жизни вечеринка еще будет. Лучшая вечеринка, ну или лучшее мгновение, идеальный момент – они здесь и сейчас. Сама я больше на вечеринки не хожу, но помню это чувство: сидишь в клубе и думаешь: может, в другой поехать? В жизни так нельзя. Там хорошо, где мы есть». Деля время между Лондоном и Нью-Йорком, Вайс стала гражданкой США. Она честно сдала соответствующий экзамен, который, впрочем, не шел ни в какое сравнение с поджидавшим ее по соседству экзаменом на водительские права. Вайс сейчас на пике популярности, она много снимается и работает в театре, поэтому на спортзал совсем не остается времени. «У меня есть диск с упражнениями по пилатесу, – говорит актриса. – Тренировки рассчитаны на двадцать минут три раза в неделю. Если заниматься регулярно, то этого достаточно,чтобы оставаться в форме». Рэйчел не любит диеты, говорит, что запреты вызывают у нее еще большее желание съесть то, чего нельзя. Она просто уменьшила объем порций и перешла на органические продукты. А в целом придерживается принципа: во всем нужна мера. Актриса любима зрителями за свою утонченность, ее называют «английской розой». “Любая женщина может сыграть кого угодно: мать, жену, профессионала высокого класса. Увеличить количество хороших ролей могут только женщины-сценаристы и женщины-режиссеры, в этом случае образы героинь в кино будут представлены точнее и лучше. Хотя очень сложно сочетать полный рабочий день и обязанности мамы. Отцам тоже, конечно, приходится много трудиться, но это все же другое”.

ПОЛИНА АГУРЕЕВА, актриса. Год рождения – 1976, 9 сентября

Родилась в Волгограде, в семье учительницы и физика. В семь лет они с мамой перебрались в Москву, но память о тех прекрасных краях, где прошли ее первые годы жизни, осталась у Полины на всю жизнь. «Есть какие-то приятные воспоминания, ощущения. Далекая родина, степи. Приятно думать, что у меня есть такое место. Но я помню детство как очень грустное время своей жизни. Мне вообще всегда очень жалко детей. Потому что это время полной неопределенности, когда ты не знаешь, кто ты. Самый страшный период – первый класс. Какой-то ад. Я не могла сориентироваться, понять, чего от меня хотят. Помню очень строгую учительницу. Помню состояние неприспособленности и одиночества. Вообще-то я всегда была закомплексованным человеком. Но выступать в школьных постановках и концертах всегда любила». Желание стать актрисой пришло к ней в сознательном возрасте. Она училась в гуманитарном классе московской школы-лицея, и уверенность, что добьется своего, ее не покидала. И действительно, в шестнадцать лет, с первого же раза, она поступила в ГИТИС в мастерскую Петра Фоменко. Но первое соприкосновение с актерской профессией привело ее в смятение. «Случился шок. Потому что я была книжной девочкой. А тут попала в творческий вуз – и полное ощущение, что вокруг меня стадо орангутангов! Я ожидала, что все такие духовные, творческие. В этом отношении мои представления об актерском мире не совпали с реальностью. Ведь я ждала от этой профессии не славы, не цветов. Мне всегда нравилось не выступать, а публично пострадать». В 1997 году Полина окончила ГИТИС. Актриса рассказывает, что тогда она сомневалась, что ее позовут в театр «Мастерская Петра Фоменко», и поэтому сразу по окончании учебы согласилась работать в антрепризе Олега Меньшикова, где ей досталась роль Лизы в спектакле «Горе от ума». Тогда же она приняла участие в постановке режиссера Елены Невежиной «Художники» по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда, которую осуществили в Риге. Опасения оказались напрасны: ее приняли в труппу «Мастерской Петра Фоменко». Правда, в первый год работы было крайне мало. «Наверное, это гордыня, но тогда мне показалось некрасиво бездельничать. Вот я и засомневалась, не уйти ли, даже не пришла на сбор труппы». Но все изменилось. Фоменко доверил Агуреевой роль Полины в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина. Потом последовали и другие работы. Агуреева сыграла немало интересных ролей в театре Фоменко. Именно интересных, поскольку этот коллектив всегда отличался своим почерком, творческими экспериментами. «На земле вообще всего несколько вопросов, которые волнуют всех, и в каждой роли они так или иначе затрагиваются: вопрос веры, смысла жизни. Для меня одной из главных является проблема внутренней свободы. На что ты имеешь право, а на что – нет? Где пределы свободы? Как делать то, что считаешь нужным, не оглядываясь на формат и непонимание?». Среди ее работ в «Мастерской Петра Фоменко»: Настенька в «Белых ночах» Достоевского, Тамара в «Пяти вечерах» Володина, Наташа Ростова в постановке «Война и мир. Начало романа» по роману Толстого, Лариса Огудалова в «Бесприданнице» Островского. “«Бесприданница» мне крайне дорога у Островского. Она у него самая языческая, – говорит Полина. – Я понимаю, почему его называют русским Шекспиром. В этой пьесе много трагического, много языческих подлинных страстей. Мне хотелось бы, чтобы в моей героине чувствовались и язычество, и трагизм. Но сделать это очень трудно”. Параллельно с работой в «Мастерской Петра Фоменко» актриса принимала участие и в других театральных проектах. Была занята в спектакле «Июль» театра «Практика», который был поставлен по пьесе Ивана Вырыпаева. Необычность постановки заключалась в том, что, выйдя на сцену в чёрном вечернем платье, актриса произносит монолог серийного убийцы. Жестокое безумие персонажа контрастировало с физической хрупкостью актрисы, ее почти детским лицом, бархатным голосом. От этого ощущение агрессии, смешанной с эротикой, становилось еще страшней. «Нет, в черноту я не опускалась, – уточняет Полина. – И чудовища не оправдывала, только изучала. Играя в ужас, избавлялась от жути страшного мира». Она сыграла в спектакле «Король-олень», поставленном Сергеем Урсуляком на площадке Концертного зала Чайковского. В отличие от театра, кино не часто балует ее своим вниманием. У актрисы достаточно высокая планка, поэтому она отвергает слабые сценарии. Да и в сильных необходимо, чтобы роль совпала с ее внутренним мироощущением. “Кино и театр для меня очень разные вещи. Кино я не воспринимаю как возможность активного творческого поиска. Для меня это какое-то развлечение. Наверное, потому что пока не попадались глубокие и сложные роли, где было бы интересно что-то искать. Роли там выбираю по принципу, чтобы не было стыдно в них играть. А в театре – по принципу глубины. Чем глубже тема, тем интереснее”. Картина «Долгое прощание», по одноименной повести Юрия Трифонова, стала для нее дебютом на экране. Агуреева сыграла актрису театра Лялю Телепневу, которая мечется между двумя мужчинами: стареющим драматургом и молодым, красивым и умным гражданским мужем. Сыграла блистательно, с непередаваемой грацией и элегантностью. Полина была замужем за режиссёром Иваном Вырыпаевым. В его фильме «Эйфория» она исполнила главную роль – Веру. Идея создания «Эйфории» возникла у Вырыпаева во время поездки в Волгоградскую область. «Эйфория» поражает зрителя с первых кадров буйством красок. Степь, небо, облака – все настолько ярко, сочно и абсолютно натурально, без единого спецэффекта. И на фоне этой бесподобной природы – примитивные люди, которые не в состоянии даже выражать собственные мысли. В 2007 году актриса снялась в сериале «Ликвидация», сыграла певицу Тоню Царько. Эта роль не только принесла Агуреевой широкую известность, но и раскрыла другую сторону ее многогранного таланта – вокальные данные. Прекрасные романсы в ее исполнении не оставили равнодушным никого из зрителей. В фильме «Исаев» героиней Агуреевой стала своенравная бандитка Анна. И вновь с экрана звучали восхитительные романсы. В детективе «Которого не было» она сыграла роль Кати, а в остросюжетной драме «Все в порядке, мама!» – Иванку. «Я не верю, будто можно сняться в пятидесяти плохих сериалах и тем заслужить себе серьезную роль в большом кино. Любая халтура не может пройти бесследно. И я не верю, что после десяти лет осознанной кабалы и зависимости, можешь дорасти до права на выбор». В картине «Жизнь и судьба» по мотивам романа Василия Гроссмана, актриса сыграла Евгению Шапошникову. Агуреева предстала в образе обольстительной женщины, запутавшейся в военное лихолетье в своих чувствах и ощущениях, в том, что хочется и в том, что должна. Актриса признавалась, что для нее мятущаяся Женя Шапошникова олицетворяет человека, который должен был, но так и не смог донести свой крест. “Мой персонаж из породы тех людей, которых потрясения не облагораживают, не делают цельнее, а наоборот разрушают. Что-то в них, значит, было неправильно устроено. И она остается ни с чем. Она одного не долюбила, а перед вторым не донесла долга. Мне кажется, жизнь этого не прощает. Она всегда за это мстит. Потому что за все, что ты сделал в этой жизни, ты несешь какую-то ответственность”. Актриса словно прячется за характерами своих многоликих героинь – сильных и нежных, насмешливых и жестких, прямодушных и переменчивых. Эти черты угадываются и в ней самой, и кажутся масками, закрывающими ее настоящую. Полина приняла предложение сняться в фильме «Куприн» в роли проститутки Тамары. «Меня привлек материал. – говорит актриса. – Есть три русских писателя, которые, на мой взгляд, чувствуют природу русского человека. Это Достоевский, Куприн и Лесков. В «Яме» психологический аспект меня интересует гораздо больше социального. Любопытно было сыграть женщину, которая извращенную чувственность воспринимает как норму и свое асоциальное положение воспринимает как данность. Жутковатость этого персонажа в том, что она везде может прижиться. Тамара приспосабливается ко всему: и к монастырскому послушничеству, и к работе в притоне». С 2013 года Полина Агуреева замужем за актёром «Мастерской Петра Фоменко» Фёдором Малышевым. От первого брака у нее есть сын Петр. В 2015 году у пары родился сын Тимофей. “Я стараюсь нести свой внутренний мир в любую роль. Иначе работать не могу, не умею лишать себя своих мыслей, ощущений. И не важно где – будь то театр Фоменко или «Практика». Профессия – это больше все-таки человеческий путь”.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ