ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Софи Лорен / Зинаида Кириенко

126
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

СОФИ ЛОРЕН, актриса. Год рождения – 1934, 20 сентября

Родилась в небольшом городке вблизи Рима. Ее настоящее имя – София Шиколоне. Отец был актером передвижного театра, а мать несостоявшейся актрисой. София и ее младшая сестра родились вне брака, а вскоре отец и вовсе бросил семью. Не имея средств к существованию, мать с двумя дочерьми переехала в рыбацкую деревушку Поццуоли возле Неаполя. Здесь и прошло детство будущей звезды. «Стеккетто» – жёрдочка, так ее называли из-за высокого роста и худобы. Семья жила в полной нищете, перебиваясь случайными заработками матери. Девочки часто голодали и спали на одном матрасе. «Когда я была ребенком, страх был моим привычным состоянием: я боялась голода, боялась, что другие дети будут дразнить меня, потому что я незаконная, но особенно я боялась больших бомбардировщиков, которые сбрасывали с неба смерть». В Поццуоли находился порт и оружейный завод, поэтому во время Второй мировой войны поселок часто бомбили. Каждую ночь все жители перетаскивали свои пожитки, матрасы и одеяла в железнодорожный тоннель, служивший им бомбоубежищем. Однажды, насобирав денег, мать отвела Софию в театр. Ей так понравился спектакль, что она дала себе слово стать знаменитой актрисой. Первой ступенью к известности стала её победа на конкурсе красоты городского масштаба в четырнадцатилетнем возрасте, после чего вся семья переехала в Рим. Родная сестра актрисы была одно время замужем за сыном диктатора Бенито Муссолини. В 1950 году София познакомилась со своим будущим мужем и продюсером Карло Понти, который и открыл для актрисы двери в большой кинематограф. Карло быстро разглядел в ней будущую звезду и пригласил на кинопробы. У него было чутье на таланты, а София показалась ему необычной девушкой. Ей тогда было 16 лет, он был на 22 года старше. На пробах продюсер сказал Софии, что ей нужно укоротить нос и похудеть, на что та ответила категорическим отказом. «Хотя я была бедна и мечтала о работе, но отказалась что-либо менять. Они должны были принять меня такой, какая я есть, или не принять вовсе. Со временем это сыграло в мою пользу – я была собой, а не выглядела так, как это казалось модным тогда». Говорят, София покорила его сердце не только экзотической красотой и строптивым характером, но и изумительной итальянской пастой. Жизнь в нищете заставила ее в совершенстве овладеть кулинарным мастерством. Понти влюбился в Лорен как мальчишка, и решил ей помочь. Сначала она снималась в эпизодах, так как Понти позиционировал ее как секс-бомбу в малоизвестных картинах. Часто действия этих фильмов происходили в довольно экзотической обстановке, и Лорен приходилось сниматься в замысловатых нарядах. Актриса не стеснялась наготы и в нескольких картинах её можно увидеть топлесс. В середине 50-х она стала звездой и секс-символом в Италии. “Я никогда не думала о себе как о секс-символе, – говорит Лорен. – На самом деле мои самые успешные фильмы были весьма далеки от сексуального символизма. В сегодняшних картинах очень много секса и насилия, что я категорически отвергаю. Нормально, когда секс на экране является естественным следствием хорошей, творческой и солидной истории. Но секс и насилие как таковые, как их показывают сегодня в фильмах, – я против этого”. Первый фильм, в котором актриса снялась за пределами Италии – «Аттила – бич Божий». В 1954 году она сыграла энергичную неаполитанскую лавочницу в ленте режиссера Витторио де Сика «Золото Неаполя». Именно де Сика раскрыл актёрский талант Лорен. Он понимал, что мало использовать только фактуру красивой девушки, надо заставить работать ее ум и наблюдательность, надо заставить ее “переварить” тот небольшой жизненный опыт, который она имела, – знание обыденной жизни и характер простых людей. Почти все самые значимые роли были сыграны актрисой в его кинофильмах.

С 1957 года актриса начала регулярно сниматься в Голливуде, ее первый фильм «Гордость и страсть» с Кэри Грантом и Фрэнком Синатрой. Кэри Грант не смог устоять перед красотой итальянки и начал за ней ухаживать. Каждый день Грант присылал актрисе роскошные букеты. До Понти дошли слухи о романе Кэри и Софи, и он поспешил с разводом. Ведь официально он был женат, а католику в то время было очень сложно получить развод. Отчаявшись дождаться, когда Ватикан утвердит развод, Карло и София тайно поженились в Мексике.

“В тот момент это была для меня травма, – рассказала актриса. – Но как только я приняла решение, что возвращаюсь в Италию – жить и сниматься в кино, – никаких сожалений не осталось. Нужно уметь делать выбор – и отвечать за него. Я не люблю смотреть назад. Это может свести с ума. Да и зачем: изменить прошлое невозможно. Оно больше не существует. Не стану скрывать: ухаживания Кэри Гранта вывели меня из равновесия, но я собиралась строить семью с Карло. И мое решение было верным – в этом у меня нет сомнений”.

Когда долгожданный развод был получен, в апреле 1966 года Карло и Софи поженились.

В 1960 году ей пришлось стать блондинкой для съёмок в картине «Чертовка в розовом трико». За участие в ленте «Падение Римской империи» она получила гонорар один миллион долларов, в то время это были огромные деньги.

В 1961 году она сыграла в картине «Чочара», которая завоевала приз Каннского фестиваля. За исполнение роли матери в этой картине Лорен была присуждена премия «Оскар». «Готовясь к роли, я призвала на помощь память: бомбежки, ночи в тоннеле, убийства, насилие, голод – все это снова нахлынуло на меня. Я сконцентрировалась на воспоминаниях о маме, ее страхах, жертвах и особенно на том, как яростно она защищала нас от ударов войны». Лорен снялась в ленте «Вчера сегодня завтра». А за работу в фильме «Брак по-итальянски» получила приз Московского кинофестиваля. В 1967 Лорен сыграла роль русской проститутки в фильме Чарли Чаплина «Графиня из Гонконга». В 1970 году она сыграла в картине «Подсолнухи».

Она снималась почти со всеми самыми известными актёрами Голливуда.

На протяжении многих лет актриса не могла родить ребёнка – у неё случились два выкидыша. Долгое время она лечилась от бесплодия и в течение восьми месяцев лежала, почти не вставая. В 1968 году родился первенец Карло Понти-младший, а через четыре года – сын Эдуардо. Карло станет известным дирижером, Эдуардо – режиссером, в его фильме «Только между нами» Лорен сыграет свою сотую роль. “Это был трудный проект, и я очень горжусь тем, что вышло. Мы замечательно сработались, пусть это было и не так легко. Эдуардо выбрал для съемок Рим, и мы остановились в отеле, где все время пробовали что-то новое, устраивали репетиции, подолгу обсуждали, и только потом вышли на площадку. Это был новый, довольно тяжелый для меня опыт”. Муж и дети заняли главное место в ее жизни. И может быть, Софи оставила бы артистическую карьеру, если бы не Понти, решительно возражавший против этого. “Если бы мне предложили сниматься в самом лучшем, в самом важном в мире фильме, который, однако, мог бы причинить хоть какой-нибудь вред моей личной жизни – супруги или матери, я бы ответила: нет уж, спасибо. Потому что кино – это кино, а жизнь – это моя жизнь”. Сегодня Лорен такая же обворожительная, как и в молодые годы. Большую радость ей доставляют внучки. “Они потрясающие. Очень красивые, поют, танцуют – это все так женственно. Мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как они растут”. Актриса не скрывает возраста, с достоинством несёт прожитые годы и опыт, и остается одной из самых красивых и желанных женщин мира. В 2007 году 72-летняя Лорен снялась обнажённой для календаря «Пирелли». “Я не из тех женщин, кто любит сидеть дома с книжкой. Мне постоянно нужно чем-то заниматься, иначе я сойду с ума. Я люблю готовить и экспериментировать с новыми рецептами. Но если мне придется выбирать между кухней и съемочной площадкой, я выберу кино”. Архиепископ Генуи однажды пошутил, что если Ватикан не одобряет клонирование человека, то мог бы хотя бы разрешить его для Лорен. Актриса славится своим остроумием. В Италии стали крылатыми многие цитаты из её книг: «За всё, что у меня есть, я благодарю спагетти». Она продолжает сниматься в кино. В 2010 году сыграла Ромильду в фильме “Мой дом полон зеркал”. “Я люблю жизнь! Она прекрасна! Каждый день приносит что-то замечательное. Еще есть время заглядывать вперед. У меня внутри мотор, который всю жизнь движет меня вперед. Это меня и спасает. Я с ранних лет хотела вырваться из неизвестности. И никогда не забуду чувство голода, которое испытываешь в 10 лет. И своим детям привила способность к выживанию, несмотря на то, что к счастью, у них не было в этом нужды. Если человек родился бедным, то всегда будет ценить возможность иметь хлеб насущный. Я рассказывала детям о войне, о голоде и холоде. Я все помню и никогда не воспринимаю свое благополучие как данность”.

ЗИНАИДА КИРИЕНКО, актриса. Год рождения – 1933, 9 июля

Родилась в Махачкале. Ее отец был родом из состоятельной семьи. Он окончил Тбилисское юнкерское училище – отделение кантонистов по классу трубы. В 1919 году его вместе с другими юнкерами отправили на пароходе в Англию. Но там они оказались никому не нужны. 8 лет он мыкался на чужбине, пока не вернулся в 1928 году на родину настрадавшимся и надломленным. Обосновался в Дагестане, где и встретил свою будущую жену – Александру Иванову. Она была волевой, энергичной, красивой и отчаянной женщиной. Работала на рыбоконсервном заводе в Махачкале, руководила кружком Ворошиловских стрелков. Но супруги оказались очень разными людьми. Когда девочке не исполнилось еще и трех лет, они развелись. Это впоследствии спасло Зину и ее маму. В 1939 году отца арестовали, и он пропал в сталинских лагерях. Решение стать артисткой к ней пришло в 6 лет. Тогда она прочитала дневники своей тети, которая рассказывала, как она стала цирковой артисткой. Для девочки открылся новый неизвестный мир. “У нас в семье бродил творческий вирус, – рассказала Зинаида Михайловна. – Дед был очень артистичным, брат мой великолепно играл на аккордеоне, а мамина младшая сестра и муж ее были настоящими артистами – цирковыми. Я просто бредила этой профессией. Проливала слезы над драматическими перипетиями киногероинь в исполнении Марецкой, Тарасовой. Уходила в уединенные места к морю и там читала вслух отрывки из книг, пела. В школьной самодеятельности участвовала”. Вскоре мать Зинаиды направили восстанавливать разрушенное войной хозяйство в станицу Ново-Павловскую Ставропольского края, директором элеватора. Когда девочке настало время идти в первый класс, началась война. В 1942 году мама Зинаиды познакомилась с Михаилом Кириенко, который был комиссован с фронта по ранению. Вскоре они поженились. Отчим заменил Зине отца, даже фамилию и отчество она взяла его. По окончании семи классов, она отправилась в Москву, где поступила в железнодорожный планово-финансовый техникум. Но ее целью было стать не бухгалтером, а актрисой. Во ВГИК она была принята условно. Без стипендии, без общежития. А на следующий год успешно прошла все туры, и была зачислена на курс Сергея Герасимова. «Сергей Апполинариевич был моим первым учителем, был и остался главным творческим наставником, – говорит Зинаида Михайловна. – Сердцем большого художника он тонко чувствовал и мягко, тактично вкладывал в нас все те «можно», «нужно», «нельзя», которые осваивает актер в своем творческом поиске. Учил думать сосредоточенно, самозабвенно, честно, и происходили чудеса. Никогда не боялся похвалить». Первую свою роль в кино Кириенко сыграла уже по окончании первого курса. Предполагалось снять международный киноальманах «Роза ветров», рассказывающий о борьбе женщин за мир. Каждую из новелл снимали в разных странах. Российскую часть альманаха доверили Сергею Герасимову. Он не побоялся поручить роль в новелле, которую назвал «Надежда», своей ученице. «Мы приехали в Сталинград. Я играла передовую работницу Надежду, призывающую своего не слишком сознательного любимого бросить все и поехать на целину. Свои горячие воззвания произносила на волжском причале, перекрикивая ветер и шум волн». Случается, что актер встречается в работе со своей личной, сокровенной темой. В то время Герасимов задумывал свою новую картину – экранизацию романа Сергея Шолохова «Тихий Дон». Он решил роль Натальи Мелеховой, женщины ранимой и в то же время сильной, доверить Кириенко. Она создала ярчайший образ, наделила свою героиню мощным, драматическим темпераментом, сильными чувствами, нежеланием мириться с унижением и предательством. Она знала свою героиню от рождения до смерти так, как если бы это была судьба ее сестры, матери, ее собственная судьба. “Съемки начались в Каменске Ростовской области, – рассказала Зинаида Михайловна, – а потом мы переехали на хутор Дичинский. Казаки нас встретили настороженно, недружелюбно. И только когда увидели, что работаем всерьез, прониклись уважением. Согласились приехать в Москву, где мы снимали свадьбу Григория и Натальи. Они эту свадьбу и организовали, как у них положено. Герасимов лишь слегка поправлял. Поэтому и получился эпизод таким натуральным – этого было бы не достичь с помощью мосфильмовских статистов. Для погружения в материал мы встречались с Михаилом Шолоховым, жили в его доме в станице Вешенская”. Роль Натальи принесла молодой актрисе большую популярность. К окончанию в 1958 году ВГИКа, Кириенко успела сняться еще в нескольких картинах. В фильме «Поэмы о море» она сыграла Катерину, в драме «Сорока-воровка» – Анету, крепостную актрису. После института Кириенко пришла в Московский драматический театр на Малой Бронной, а в 1961 году перешла в театр-студию Киноактера. Актриса активно снималась в кино, стараясь выбирать для себя сценарии, которые позволили бы ей жить на экране страстно и ярко. Одна за другой выходили картины с ее участием: «Судьба человека», «Повесть пламенных лет», «Казаки». К середине 60-х Кириенко была уже одной из самых известных актрис, любимицей многомиллионной аудитории. А потом она вдруг исчезла. «Тяжело и горько об этом вспоминать, – признается Зинаида Михайловна. – Просто я тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами». Много лет спустя актриса узнала фамилию того чиновника, который ей «перекрыл шлагбаум», но предавать ее огласке не стала: «Бог судья этому человеку». Много лет актриса работала в театре Киноактера, где играла Катерину в «Грозе», Александру Перегонец в спектакле «Они были актерами». Евгений Матвеев, ставший ее вторым «крестным отцом» в кино, пригласил на роль Ефросиньи Дерюгиной в картину «Любовь земная». Затем была работа в фильме “Два капитана”, в детективе «Лекарство против страха». Актриса снялась в продолжении фильма «Любовь земная» – «Судьба». За исполнение роли Ефросиньи Дерюгиной в этих картинах в 1979 году Кириенко была удостоена Государственной премии и звания Народной артистки. В 1996 году актриса вновь появилась в картине Евгения Матвеева. В мелодраме «Любить по-русски – 2» сыграла женщину-прокурора, которую звали Зинаида Георгиевна Широкова, что совсем не случайно. Ведь это настоящая фамилия, имя, отчество актрисы. Ей очень хотелось чтобы они прозвучали хотя бы в кино. Она снялась также в фильмах «Зачарованная Десна», «Вдали от Родины», «Знакомьтесь, Балуев», «Самый медленный поезд», «Залп «Авроры», «Такой большой мальчик», «Живая вода», «Небо со мной» и многих других. Сегодня Зинаида Кириенко работает в театре, много выступает с концертами. С большой теплотой и сердечностью говорит о самом для нее увлекательном жанре сценической деятельности – творческих встречах со зрителями. В исполнении актрисы звучат старинные романсы и песни. В 2002 году она сыграла необычную для своего репертуара роль в фильме «Письма к Эльзе». Про свою героиню актриса рассказала: «Не очень симпатичная женщина: хваткая, не гнушается урвать что-то даже с обездоленного. Я человек другой, и не старалась так играть, а на экране получилась тетка, которая своего не упустит. Семья такая: муж – алкоголик, бедность и так далее». Со своим будущим мужем Валерием Тарасевским, Зинаида познакомилась во время съемок фильма «Казаки», которые проходили в Грозном. «Для массовок в фильм набирали спортсменов, – рассказала Зинаида Михайловна, – среди них оказался и Валерий Тарасевский – красавец, великолепно сложенный, с таким живым, теплым взглядом удивительных глаз. Они меня и сразили». Спустя два месяца после знакомства сыграли свадьбу. Молодые уехали в Москву, где получили комнату. Валерий оказался надежной опорой. «Он и дом держал, и сыновей растил. Конечно, у нас были няни, но основная нагрузка все-таки лежала на нем. Валерий стал именно тем стержнем, который скреплял нашу семью. Самый главный подарок, который мне сделал муж в жизни, – подарил свою любовь». Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь. В 2003 году Валерий Алексеевич умер. Их дети не стали актерами. Старший сын – Тимур, окончил институт военных переводчиков. Впоследствии ушел из армии и стал предпринимателем. Младший – Максим, учился в институте по специальности менеджмент-аудит. У сыновей свои семьи и дети. У Максима – сын и дочь, у Тимура – два сына и дочка. “Мне удается сохранять силу духа, оптимизм. Это благодаря герасимовской школе, которая сильно на меня подействовала. Ни за что нельзя сдаваться, хотя и случаются минуты слабости, отчаяния. Я умею радоваться жизни и люблю радовать других. Стараюсь ко всему относиться с юмором”.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ