ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Типпи Хедрен / Татьяна Конюхова

20
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ТИППИ ХЕДРЕН, актриса. Год рождения – 1930, 19 января

Родилась в городе Нью-Улм, штат Миннесота. Дед по линии отца был выходцем из Швеции, бабушка – иммигрантка из Норвегии. Отец девочки занимался производством сельхозпродукции, мать вела домашнее хозяйство. В юном возрасте Типпи участвовала в показах детской одежды в крупном магазине готового платья. “Мы жили в пригороде и каждое субботнее утро мне нужно было ездить в город. Одежда была как в сороковые годы: плиссированные юбки с кашемировыми свитерами, короткие носочки. Выглядело мило”. После того как она окончила среднюю школу, семья переехала в Калифорнию. В восемнадцать лет перебралась в Нью-Йорк, где стала работать моделью в одном из рекламных агентств. “Нью-йоркские модели были шикарными, деловитыми, думали только о карьере, – рассказала Типпи. – А я не очень высокая. Но в Нью-Йорке было весело и интересно. Я многое узнала об одежде и старалась запомнить все, что могла”. В 1950 году состоялся ее дебют в кино. Хедрен сыграла небольшую роль в мюзикле “Маленькая девочка”. Она продолжала сниматься, работа на телевидении давала ей неплохой заработок. Фотографии этой красавицы печатались во многих изданиях. Типпи ждала своего часа, и удача пришла в лице одного из известных режиссеров. Во время телевизионного шоу, она встретилась с создателем фильмов ужасов Альфредом Хичкоком. Он предложил ей роль Мелани Дэниелз в своем проекте “Птицы”. Фильм вышел в прокат осенью 1963 года и произвел настоящий фурор. Мелани предстает состоятельной, немного самодовольной светской львицей, прожигательницей жизни, – героиней, каких не было в предыдущих картинах Хичкока.

Эта роль принесла актрисе премию “Золотой глобус”. Персонаж, сыгранный Хедрен, был включен в список ста величайших образов американского кинематографа. В светловолосой девушке режиссера привлекли выразительные глаза, высокая прическа, длинные ноги и нос правильной формы. Типпи с радостью согласилась, посчитав это предложение необыкновенной удачей. Но через несколько лет она была готова пожертвовать своей карьерой, лишь бы не работать с этим режиссером, любовь которого к ней была буквально на грани одержимости. Хичкок считал, что ему без особого труда удастся вылепить из нее тот образ, который был ему нужен, и принялся творить свою идеальную женщину. Он лично выбирал одежду для ее героини, прическу и даже помаду. А неопытная Типпи считала это нормальным и полностью следовала его указаниям. “Моя примадонна” – так Хичкок называл актрису. Он начал ее ревновать, заставляя своих помощников следить за ней и докладывать ему обо всем. Типпи вспоминает, как режиссер смотрел на нее тяжелым, немигающим взглядом, даже когда разговаривал с группой людей на другом конце съемочной площадки. “Это доставляло мне кучу проблем. Он постоянно хотел выпить со мной бокал шампанского после съемок, или пообедать один на один. Постоянно за мной наблюдал и хотел вылепить то, что было у него в голове. А это достаточно сложно сделать со взрослой женщиной, у которой, к тому же, была дочь”. Актриса не смогла ответить режиссеру взаимностью и отвергла его ухаживания. Осознав, что его “примадонна”, которую он боготворил, пренебрегла им и стала недосягаема, Хичкок решил отыграться за свою обиду и отомстить Типпи. После этого жизнь ее на съемочной площадке стала невыносимой. Хичкок изощренно над ней издевался, постоянно отпуская в ее адрес колкости и даже непристойности, чем постоянно доводил актрису до слез. А на съемках одного из кульминационных эпизодов фильма, когда на главную героиню нападает стая разъяренных птиц, устроил для Типпи настоящую пытку. Ранее со всеми было согласовано, что в этой сцене будут использовать механические модели птиц, и вдруг перед началом съемок Хичкок изменил свое решение, не предупредив об этом Типпи. И когда актриса появилась в кадре, на нее из клеток выпустили десятки настоящих птиц, которые налетали на нее, сбивали с ног, кусали. А молча наблюдавший за происходящим Хичкок, даже не пытаясь успокоить актрису, старался уловить и заснять на камеру подходящее выражение ужаса на ее лице. Съемки этой сцены, на которую ранее была отведена лишь пара часов, длились в течение пяти дней. В результате врач, находящийся на площадке, потребовал прекратить это издевательство. “Я никому не рассказывала об этом двадцать лет. Зато случись подобное сегодня, я была бы богата – подала бы иск за сексуальное домогательство”, – шутит Хедрен. В 1964 году актриса снялась в еще одном триллере – “Марни” о девушке-клептоманке. Фильм стал завершающей частью трилогии о психопатических аномалиях. Хичкок хотел продолжить сотрудничество с актрисой, однако та ответила отказом. “Он был такой вещью в себе, пусть гением, пусть невероятно талантливым, но очень злым”, – вспоминает Хедрен. В 1966 году Чарли Чаплин пригласи Типпи в свой фильм «Графиня из Гонконга» на роль Марты. Партнерами Хедрен были Софи Лорен и Марлон Брандо. Влиятельный американский дипломат завершает круиз по миру, возвращаясь в США. В Гонконге он встречает русскую графиню-эмигрантку Наташу, вынужденную работать танцовщицей. На следующее утро после весело проведённого вечера, он обнаруживает её в своей каюте. Она хочет зайцем проехать в Америку. Красавица остаётся на борту корабля, что вызывает массу недоразумений. Критика холодно встретила последнюю работу великого режиссёра, но песня, написанная им для фильма, до сих пор остаётся популярной. “Работать с Чарли Чаплином было восхитительно, – говорит актриса. – Я только порвала контракт с Хичкоком, как меня позвали в «Графиню из Гонконга». Чарли разыгрывал все наши роли. Марлон хотел уйти, потому что это было совсем не так, как он привык работать. Для него было оскорбительно смотреть как Чарли Чаплин отыгрывает его роль. Но мне это нравилось: наблюдать за Чарли было прекрасно”. В 1973 году актриса снялась в картине “Эксперимент Харрада”. Хедрен исполнила главную роль, ее персонажем была Маргарет Тенхаузен. Молодые люди отправляются в колледж-пансион «Harrad» для участия в любовном эксперименте. Каждый новый студент должен прожить один месяц со студенткой для того, чтобы хорошо себя изучить. Пары приспосабливаются к этой ситуации, к волнующим и трогательным событиям, которые гарантируют, что каждый получит необычные ощущения от эксперимента. С начала восьмидесятых Хедрен часто снималась в телевизионных сериалах, таких как “Дерзкие и красивые”, “Отель”, “4400”, “Она написала убийство”, “Сказки темной стороны”. Актриса за свою жизнь четырежды выходила замуж. Первым избранником звезды в 1952 году стал актер Питер Гриффит. От него Типпи родила дочь Мелани, которая стала известной актрисой. Супруги развелись в 1961. В 1964 году Хедрен расписалась с Ноэлем Маршаллом, агентом. Брак распался через восемь лет. Третьим мужем актрисы стал бизнесмен Луис Барренечи, с которым Типпи прожила десять лет, с 1985 по 1995 год. Последний супруг Хедрен – ветеринар по профессии Мартин Диннес. Типпи известна своей любовью к кошкам. Причем не к обычным домашним, а настоящим хищникам – львам, тиграм, леопардам и прочим крупным представителям мира кошачьих. В начале 70-х ею был создан частный заповедник “Шамбала”, где свой приют нашли выросшие в неволе крупные хищники. Заповедник располагается в тридцати милях от Лос-Анджелеса. Даже в своем доме она не боялась держать опасных животных. Под одной крышей с ее семьей могли жить львы и тигры. В этом заповеднике состоялись съемки фильма “Рев”. Спонсором проекта выступил муж Типпи – Ноэль Маршалл, тоже любитель животных. Он привлек к участию своих детей, и дочь актрисы – Мелани. Фильм снимали одиннадцать лет, при этом события ленты охватывают очень короткий период времени. Главную героиню играла Типпи. Этот проект называли самым опасным в мире, так как там снимались сто пятьдесят недрессированных диких животных. Недавно Хедрен собрала свои воспоминания в книгу, которую назвала «Типпи». В мемуарах она рассказала о своем детстве на среднем западе и о карьере модели в Нью-Йорке. Актриса обладают удивительным чувстом стиля. Снимаясь в фильме «Птицы», костюмер Эдит Хэд подобрала Хедрен невероятный гардероб из вещей чистых цветов. Такая одежда не отвлекала внимания и служила дополнением яркого образа актрисы. Будучи невысокой худой блондинкой, Типпи научилась носить строгие платья в пол, в которых талия выглядела невероятно тонкой, а фигура хрупкой. Она и сегодня отдает предпочтение простым, но изысканным нарядам, которые выгодно подчеркивают ее формы. “Я жду, что дальше произойдет в моей жизни. Я развиваюсь в тех направлениях, которые с течением времени кажутся мне все более и более интересными. Удивительно, оглядываясь назад, осознавать, какие двери были открыты передо мной и в какие я вошла”.

ТАТЬЯНА КОНЮХОВА, актриса. Год рождения – 1931, 12 ноября

Родилась в Ташкенте. Ее отец, родом из-под Полтавы, будучи военнослужащим, получил назначение в Узбекистан. Мама, родившаяся под Харьковом, рано осиротела, и её взяла к себе сестра, которая была замужем за крупным партийным деятелем. После нескольких переездов они оказались в Ташкенте. Там судьба и свела двух таких разных людей – отца Татьяны, человека сурового, замкнутого и мать – женщину хозяйственную, шумную. «В детстве я больше дружила с мальчишками, и нрав был неугомонный, – рассказала Татьяна Георгиевна. – Помню, как-то мы собирались в гости, и мама надела на меня очаровательное платье с кружевами. И пока она сама приводила себя в порядок, я побежала на улицу к своим приятелям, которые в тот момент месили ногами солому с навозом, так называемый саман, и не задумываясь подключилась к этому занятию. Можете представить, во что превратился мой выходной наряд! Конечно, мне за это попало. Так что я всегда была бойкой девчушкой, а еще очень независимой. Родителям часто приходилось слышать от меня: „Я сама!“ И помимо слов, я делом доказывала свою самостоятельность. И до сих пор проблемы стараюсь решать, не прибегая к посторонней помощи. Мне так легче, привычней, не хочется обременять других людей». В 1946 году отца перевели на работу в Латвию, там она и окончила школу. Девушка решила связать свою судьбу с актерской профессией. Решение дочери ехать в Москву родители восприняли без энтузиазма, они были уверены, что в столице ей гарантирован провал с последующим возвращением домой. В 1949 году Татьяна приехала в Москву, и преодолев конкурс более пятидесяти человек на место, поступила во ВГИК на курс народного артиста СССР Василия Ванина. Она проявила себя талантливой и усердной студенткой, учась исключительно на «отлично». Уже на втором курсе состоялся её дебют в кино. Она появилась на экране в роли подруги Тони в комедии «Спортивная честь», а затем была выбрана на роль Ганны в фильм «Майская ночь, или Утопленница». До завершения учебы Конюхова успела сняться в драме «Судьба Марины», создав образ красавицы Галинки, и в комедии «Запасной игрок» в роли гимнастки Вали Олешко. А дипломной работой стала роль Кати Головань в картине «Доброе утро». В этой типичной для того времени производственной комедии, она сыграла тихую и застенчивую девушку. Назначенная бригадиром шофёров, по ходу развития сюжета она проявляла твердый характер. В 1955 году Конюхова окончила ВГИК и продолжила сниматься в кино. Режиссёры предлагали ей преимущественно однотипные роли – красивых, волевых, энергичных и задорных советских девушек, которые трудились на стройках страны, сражались на фронтах Гражданской, давали отпор диверсантам. И таких ролей в её активе было немало. Актриса пыталась уйти от навязываемого ей амплуа. В картине «Первые радости», поставленной по одноименной книге Константина Федина, ее героиня Лиза Мешкова – сначала юная, наполненная любовью и надеждой, а затем – сломленная, усталая. В мелодраме «Разные судьбы», рассказывающей о выпускниках ленинградской школы, её героиня – Соня Орлова, тихая девушка влюбленная в парня-красавца и прячущая свои чувства от окружающих. Актриса снялась в картине «Гори, моя звезда», детективе «Над Тиссой», фильме «Олеко Дундич» и ряде других. Всё эти работы принесли ей огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Конюхова пытаясь найти что-то новое для себя, она не побоялась предстать на экране в образе диковатой, но обаятельной и жизнерадостной прислуги-замарашки Химки в комедии «Женитьба Бальзаминова». Эта роль, сыгранная ярко, на грани фарса, показала, что актрисе подвластны и комедийно-характерные образы. В фильме «Таинственный монах», она сыграла агента контрразведки врангелевской армии Зинаиду Павловну. Конюхова работала над озвучанием зарубежных кинолент. Она подарила свой голос Элен в комедиях «Фантомас», «Фантомас разбушевался», «Фантомас против Скотланд-Ярда». В 70-х годах актриса сыграла Лиз Стюарт в боевике «Хроника ночи», Любовь Петровну в драме «Ещё не вечер», профорга Юлию Миусову в мелодраме «Только вдвоём». В начале 80-х Конюхова снялась в фильме «Портрет жены художника», поставленной по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Берендеев лес». Картина представляла собой неторопливое и очень поэтичное повествование о семейной паре – художнике и его жене, сопровождаемое прекрасной музыкой композитора Евгения Доги. Актриса сыграла майора Никифорову в военной драме «Снайперы», Царицу в сказке «На златом крыльце сидели», Валентину в комедии «Ссуда на брак». В 2008 году Конюхова приняла участие в мелодраме «Долгожданная любовь». Это трогательная история, в которой три поколения одной семьи – бабушка, мама и дочь ищут своё счастье. Зрители могли видеть Конюхову в фильмах «Спящий и красавица», «Трое с площади Карронад», «Принцесса и нищенка», «Золотая рыбка в городе N», «Хранимые судьбой». Она снималась в сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска -4», в детективе «Последний приказ Генерала» и в криминальной драме «Экстренный вызов». Актриса играла и на театральной сцене. После окончания института её пригласили в Малый театр и утвердили на роль Саши в «Иванове». А в 1956 году она пришла в театр Киноактера и проработала там три с половиной десятка лет, играя в постановках пьес русских и зарубежных классиков, а также лучших современных драматургов. Вершиной её творчества стала роль Варвары Ставрогиной в спектакле «Бесы» по Достоевскому. После ухода из театра в 1992 году Татьяна Георгиевна занималась преподавательской деятельностью, являясь профессором и художественным руководителем кафедры актерского мастерства Московского университета культуры и искусства. Актриса выступает с концертной программой – читает стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. “Звёздной болезнью я никогда не страдала. Потому что всегда считала себя рабой искусства, и всегда адски трудилась, головокружение от успехов мне было чуждо. К тому же перед моими глазами прошли жизни многих актёров – всенародных любимцев. Я видела, как может протухнуть слава. Поэтому к славе я отношусь как к скоропортящемуся продукту. Сегодня она есть, а завтра ты – ппфф, и всё. А кинематограф – это как бабник-муж. Он всегда себе найдёт получше, помоложе! И ещё меня спасало то, что я никогда никому не завидовала. Благодарю Бога, который дал мне такую любовь к искусству, что я его люблю в себе, а не себя в нём”. Первым мужем Татьяны Конюховой стал студент киноведческого факультета Валерий Карен, в будущем – редактор объединения «Мосфильм». Они поженились, но прожили вместе лишь два месяца. На последнем курсе института она влюбилась в звукорежиссера Бориса Венгеровского, по признанию самой актрисы, влюбилась по-настоящему, страстно. Выйдя замуж во второй раз, прожила в браке три года. Постепенно отношения исчерпали себя, и они расстались. С чемпионом СССР по метанию копья Владимиром Кузнецовым актриса познакомилась в 1959 году в Сочи. Конюхова приехала на съемки фильма «Косолапый друг», рассказывающем о цирковых буднях, где играла дрессировщицу собачек Валентину. Они поженились, а в 1961 году во время работы над картиной «Карьера Димы Горина», Конюхова была уже беременна. “С этим фильмом у меня связано много воспоминаний, – рассказала Татьяна Георгиевна. – Самое главное, что я была на седьмом месяце беременности и этого никто не знал! Беременность была незапланированной, я уже дала согласие сниматься и мы поехали в тайгу. Там я наравне со всеми лазила по высоковольтным проводам, ездила в грузовиках и работала на стройке”. После съемок у счастливых родителей родился сын Сергей. Вскоре Кузнецов завершил выступления на соревнованиях и стал главным тренером сборной СССР по метанию копья. А спустя несколько лет ушел с головой в науку. Его диссертации были посвящены резервам человеческого организма. Этот брак оказался счастливым. Но в 1986 году Владимир скончался от рака. Сын не пошёл по стопам матери, стал работником МИДа. Внучка Ольга занимается синхронным плаванием. «Все, что со мной происходило – ценно, даже те события, которых на первый взгляд хотелось бы избежать. Все эти радости, печали, победы, поражения, успехи, ошибки, составляют мою биографию, мою историю. Они мне дороги такими, какие есть». Застать Конюхову дома практически невозможно: подъём в шесть утра, возвращается домой ближе к полуночи. Она преподаёт актёрское мастерство, ездит на кинофестивали. Да и режиссёры её не забывают – на журнальном столике всегда кипы новых сценариев. Правда, соглашается сниматься она нечасто: «Сценарии все – «гениальные», но участвовать в этом чаще всего просто не хочется. Работы у меня и без этого по горло, едва успеваю».

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ