ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Шон Коннери / Василий Лановой

49
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ШОН КОННЕРИ, актер. Год рождения – 1930, 25 августа

Родился в шотландском городе Эдинбурге. Старший из двух сыновей водителя грузовика и уборщицы, он начал свою трудовую деятельность уже в 9 лет. В 13 лет мальчик окончательно забросил учебу и устроился разносчиком молока для того, чтобы прокормить семью. А через пару лет был принят на службу в Британский флот, с которого вскоре вынужден был уволиться по состоянию здоровья – у него обнаружили язву желудка. Вернувшись домой, Шон умудрился поработать и подсобным рабочим, и каменщиком, и телохранителем, и даже полировщиком гробов, в которых ему какое-то время пришлось спать, так как не на что было снимать квартиру. Увлечение бодибилдингом стало приносить дополнительный доход за съемки в рекламе. Пиком же в его спортивно-рекламной карьере стал конкурс “Мистер Вселенная”, где Коннери удалось занять третье место и получить заманчивое приглашение на телевидение. Там он сыграл несколько второстепенных ролей, не придав этому большого значения, поскольку настоящей целью для него в то время было стать профессиональным футболистом. Однако друзья увидели актерскую изюминку, и решающимся оказался весомый аргумент: “Ты уже не мальчишка, пока станешь настоящим профессионалом, не заметишь, как стукнет сорок. Какая спортивная карьера в этом возрасте? Зато актеру можно играть до самой смерти”. Так Шон выбрал жизненный путь, стал упорно заниматься дикцией и актерским мастерством, постепенно знакомясь с драматургией. На экране он дебютировал в 1954 году, сыграв эпизодическую роль в комедии “Лилии весной”. В 1958 году снялся в фильме “В другое время, в другом месте”. В 1961 году молодой актер создал яркую палитру образов – от Вронского в драме “Анна Каренина” до Александра Македонского в “Приключенческой истории” и жулика Паско в комедии “Мошенники”. В фильме “Самый длинный день”, повествующем о событиях одного дня – 6 июня 1944 года, когда войска союзников высадились в Нормандии, Коннери исполнил роль рядового Флэнагана. В начале творческого пути актеру выпала возможность поработать с мастером триллера Альфредом Хичкоком – он сыграл роль Марка в фильме “Марни”. В картине “Прекрасное безумие” рассказана история поэта-нонконформиста Самсона Шиллито, которого сыграл Коннери, перед его чарами не могла устоять ни одна женщина. В шестидесятые годы Шону довелось поработать и с советскими режиссерами. В вышедшей в 1969 году совместной советско-итальянской ленте “Красная палатка” режиссера Михаила Калатозова, актер исполнил роль исследователя Амундсена. Главный герой – генерал Нобиле, который спустя 40 лет после своего неудачного полета к Северному полюсу на дирижабле “Италия”, пытается найти для себя оправдание в трагедии 1928 года. Лукавая улыбка и крепкая фигура актера приглянулись жене продюсера зарождающейся “Бондианы”. “Очень обаятельный парень, мы могли бы его попробовать, не помню как его зовут. Кажется, Шон”, – с этими словами дама дала шанс актеру, а заодно и возможность зрителям оценить природное дарование Коннери в роли обаятельного шпиона. И Ян Флеминг, по повести которого был снят первый бондиановский фильм “Доктор Ноу”, посомневавшись, все-таки согласился на неизвестного актера. Коннери стал неотразимым Джеймсом Бондом – невозмутимым, холодно отстраненным и ироничным по отношению к своей персоне. С 1962 по 1971 год актер снялся в шести фильмах про агента британской разведки – “Доктор Ноу”, “Из России с любовью”, “Голдфингер”, “Шаровая молния”, “Живешь только дважды”, “Бриллианты навсегда”, “Никогда не говори никогда”. Эта роль вознесла Коннери на вершину успеха. Самому же актеру этот успех не приносил профессионального удовлетворения, он чувствовал, что способен на большее. После очередного продолжения, Коннери решил прекратить сниматься в роли агента “007”, опасаясь, что и зрители и режиссеры, привыкнув к его имиджу, не смогут воспринимать его в других ролях. “Я просто не хотел больше оставаться только Джеймсом Бондом, ведь это длилось и длилось до бесконечности, мне вносили изменения в расписание съемок, чтобы освободить время для Бонда, и, в конце концов, я понял, что надо остановиться. Просто пришло время принять какие-то решения, и я их принял. Я повернул свою карьеру, но не собирался перевернуть весь мир кинобизнеса, просто я сделал свой выбор”. Выскочив из “шпионского капкана”, Коннери снялся в нескольких удачных картинах. Это фантастический боевик “Зардоз”, экранизация романа Агаты Кристи “Убийство в Восточном Экспрессе”, ленты “Ветер и лев”, “Выкуп”, “Пленки Андерсона” и фильм Жан-Жака Анно “Имя розы”. Актер притягивал зрителей внешними данными, уверенной, раскованной игрой, его исполнительская манера – тонкая и выразительная, привлекала внимание режиссеров и продюсеров. В приключенческой ленте “Бандиты во времени” рассказывалось о шести предприимчивых карликах, устроивших мальчику по имени Кевин потрясающее путешествие из одной эпохи в другую. Они попадали в удивительные ситуации, оказались в компании Наполеона и фараона Агамемнона, роль которого и сыграл Коннери. Он исполнил роль испанского дворянина Рамиреса в боевике “Горец”. В 1987 году Шон получил “Оскар” за роль Джима Мэлоуна в фильме “Неприкасаемые”. В основе сюжета – конфликт полиции с королем преступного мира, знаменитым гангстером Аль Капоне. Третья часть невероятных похождений прославленного археолога и искателя приключений Индианы Джонса, на этот раз искавшего самую таинственную реликвию в истории человечества – Святой Грааль, под названием “Индиана Джонс – последний крестовый поход”, вышла в 1989 году. Коннери сыграл в этом фильме роль профессора Хенри Джонса, отца главного героя. К каждому персонажу актер подходил основательно, для него не существовало второстепенных ролей, даже секундное появление на экране зритель запоминал надолго. В начале 90-х годов вышли сразу два фильма с участием Коннери. Это картина “Русский отдел”, в которой актер сыграл издателя Бартоломео Скотта Блэйра, влюбившегося в русскую девушку Катю и лента “Охота за “Красным Октябрем”. В ней актер выступил в роли капитана советской ядерной подлодки, его герой Рамиус даже говорил по-русски. В боевике “Скала” актеру досталась роль Джона Патрика Мэйсона. Действие разворачивалось на острове Алькатрас, оккупированном террористами, укравшими опасное химическое оружие. В этих картинах зрители увидели чуть другого Коннери – слегка поседевшего, с бородой, но все такого же энергичного и обаятельного. Его герои по-прежнему оставались участниками невероятных событий и рискованных предприятий. Его грабитель Роберт Макдугал из картины “Западня”, укравший из банка 8 миллиардов долларов, был великолепен. Критики утверждали, что роль писателя Вильяма Форрестера в картине “Найти Форрестера” – лучшая за всю карьеру Шона. Коннери много времени уделяет общественной и благотворительной деятельности. Актер материально поддерживает Шотландский национальный театр. Он организовал фонд помощи молодым шотландцам в получении образования, чтобы молодые таланты и свежие идеи оставались в Шотландии. Коннери был женат на австралийской актрисе Дайан Силенто. От этого брака у актёра есть сын – успешный актёр Джейсон Коннери. В июне 1997 году появился внук – Дэшилл Квинн Коннери. “Воспитывать внука гораздо легче, чем воспитывать сына. Когда вы молоды, делаете карьеру и у вас дети, все это непросто сочетать. Когда вы в возрасте дедушки, вы знаете, как это сочетать, даже если вы продолжаете делать карьеру. Опыта в жизни у вас предостаточно”. Второй женой актера стала Мишелин Рокбрюн – французская художница родом из Марокко. Свадьба состоялась 6 мая 1975 года. Общих детей у них нет. “Хотя у нас с Мишелин совершенно разные биографии и мы с ней принадлежим к разным культурам, мы очень похожи, – рассказал актер. – Мы познакомились на турнире по гольфу. Она выиграла женский чемпионат, а я мужской. И понял, что это судьба. Я бесконечно восхищаюсь своей женой, потому что она гораздо умнее меня. Мишелин талантливая художница, и я всегда твержу, что ей надо продавать свои картины. Но ей наплевать, она только иногда устраивает выставки, потому что упряма как ослица и делает все по-своему. Иногда меня это раздражает, но должен признаться, что именно это мне в ней и нравится. Ее переполняет жизнь, смех, и там, где я вижу проблемы, она находит решения”. Хобби Коннери – гольф, он был владельцем огромного поля для этой игры «Домэйн де Терр Бланш», расположенного на юге Франции. Насколько Шон сексуален и привлекателен внешне, настолько по-настоящему мужественен и порядочен внутренне, и это всегда вызывало в киношной среде к нему безмерное уважение. “Больше всего в жизни я достиг в пять лет, когда научился читать, и не стал бы тем, кем стал, если бы не книги, пьесы и сценарии, которые мне довелось прочесть. Я никогда не гонялся за наградами. Мне всегда было плевать, какие фильмы останутся как память обо мне, когда меня не станет. Никогда не принимал всерьез, что обо мне говорят. И как бы ни была благосклонна ко мне судьба, я не забываю, откуда я родом, и в этом моя сила”.

ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ, актер. Год рождения – 1934, 16 января

Родился в Москве. Его родители были крестьянами, жили в селе под Винницей, имели большой огород, волов, лошадей. В 1931 году, спасаясь от голода, они переехали в Москву. Там и родился Василий. На Украине остались бабушка с дедушкой, и мальчик часто наведывался к ним погостить. “На мое детство выпало испытать радость общения с природой, – рассказал Василий Семенович, – жить настоящей деревенской жизнью. Однажды я хотел удержать теленка, а он начал брыкаться. Будучи сильнее меня, буквально понес меня по кочкам. Но я тоже был упрямым и никак не хотел отпускать веревку, так и держался, пока теленок сам не остановился, выбившись из сил”. Война застала семилетнего Васю, когда он в очередной раз вместе со своими сестрами гостил у дедушки с бабушкой в деревне Стрымба Одесской области. Во время немецкой оккупации мальчик едва не погиб: “Один немец, который у нас остановился в доме, подарил мне свой ремень. Я надел его и пошел гулять. Подъехал другой немец, увидел меня с этим ремнем и показал, чтобы я отдал ему ремень. А я говорю: “Не дам, мой ремень”. Тогда этот детина снял автомат и при всех, над самой головой дал очередь, описав дугу. До сих пор слышу свист пуль у самого уха. После этого я молча снял ремень и протянул его немцу. Внешне все это я перенес спокойно, но долго еще и после войны, занимаясь уже в самодеятельности, продолжал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга”. После освобождения Украины Василий вернулся в Москву. Однажды, гуляя по улицам, он обратил внимание на афишу “Том Сойер”. Это была постановка самодеятельного драматического кружка при Дворце культуры завода имени Лихачева. Руководил кружком талантливый педагог и режиссер Сергей Штейн. Спектакль произвел такое впечатление, что сразу же после его окончания, парень попросил принять его в студию. Его обучением занялись талантливые, профессиональные люди. Первую роль на сцене Василий сыграл в 1952 году. Это была роль Валентина Листовского в спектакле “Аттестат зрелости”, поставленном на сцене того же ДК ЗИЛа. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности спектакль занял первое место. В 1953 году Лановой поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина. А после выхода на экран фильма “Аттестат зрелости”, Лановой стал кумиром старшеклассниц всего Советского Союза. “До поступления в театральное училище я ни разу не был в Вахтанговском театре, не знал даже ведущих его актеров, и конечно же, не имел никакого представления о Вахтанговской школе. Всерьез освоение ее начинается лишь с конкретной работы над спектаклями. В работе над отрывком из спектакля “Сверчок на печи” я начал знакомиться со школой Вахтангова”. Большой удачей стала работа в картине “Павел Корчагин” по книге Николая Островского “Как закалялась сталь”, сыгранная в период учебы в Щукинском училище. Сам актер гордится тем, что сыграл Павку Корчагина. “Когда сегодня меня спрашивают об этой роли, – говорит он, – то ехидно так интересуются: “Ну и как вы теперь относитесь к Корчагину?” Так вот отвечаю: теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда! Потому что дай бог нашим детям хоть во что-то верить так, как верил мой папа. И если они найдут веру, это будет большим благом”. В 1957 году Лановой окончил училище и был принят в труппу театра Вахтангова, первое время, выступая в основном в массовках. В кино дела обстояли лучше. Каждая из его ролей привлекала внимание зрителей. Блестящий красавец, он буквально сводил с ума все женское население страны. Капитан Грей в фильме “Алые паруса”. В картине “Полосатый рейс” его герой появляется в конце фильма лишь на минуту. “Вон та группа в полосатых купальниках. Красиво плывут!” – восклицает он. И, тем не менее, зритель его запомнил. Неслучайно именно это крошечная роль является одной из его самых любимых. В 1963 году актер получил в театре роль принца Калафа в самом главном Вахтанговском спектакле “Принцесса Турандот”, который стал визитной карточкой театра на несколько десятилетий. Сохраняя свое амплуа благородного героя, Лановой постепенно уходит от внешней красивости и начинает создавать глубокие, психологически сложные образы. Во второй половине 60-х он снимается в таких знаменитых фильмах как “Война и мир”, где играет Анатолия Куракина и “Анна Каренина”, роль Вронского. В 1971 году на экраны вышла картина “Офицеры”, в которой Лановой сыграл главную роль – Ивана Варавву. Это настоящая эпопея, охватывающая историю судьбы героев с 1919 по 1970 годы. Фильм сразу пришелся по душе зрителям и продолжает пользоваться популярностью спустя десятилетия. “Эта картина странной судьбы, – говорит актер. – Вначале мы относились к фильму как к любому другому. Но в нем режиссер Роговой и оператор Кирилов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Картину каждый год показывают и все смотрят по нескольку раз. Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нем свое. Детство, послевоенное время, зрелость. Потребность в романтизме, реализме. Потребность в красоте, в любви – все есть”. В последующие годы актер создал немало интересных образов в кино. В ленте “Семнадцать мгновений весны” он сыграл генерала Вольфа, в драме Владимира Басова “Дни Турбиных” – Леонида Шервинского, в киноповести “Анна и Командор” – Командора, в приключенческих лентах “Петровка, 38” и “Огарева, 6” – сыщика Владислава Костенко. С середины 80-х Василий Семенович стал реже появляться на экране. Не лучше были дела и в театре. Актер переживал творческий простой и мучился от того, что не получал новых ролей. Морально поддерживало преподавание в родном Щукинском училище. Спасала и литература. Лановой делал авторские чтецкие программы, но теперь для себя – филармонии переживали кризис и не могли устраивать творческие встречи актеров со зрителями. Так продолжалось до 1994 года, когда подоспело его шестидесятилетие, и театр предложил ему выбрать пьесу, в которой он хотел бы сыграть. Лановой сыграл Джорджа Бернарда Шоу в спектакле “Милый лжец”. Затем сыграл в спектаклях “Посвящение Еве” и “Лев зимой”. В кино же Лановой по-прежнему снимался мало. Среди самых заметных работ в 90-е годы стоит отметить роль Ивана Берестова в мелодраме “Барышня-крестьянка”, снятой по повести А.С. Пушкина. Не часто радует Василий Семенович кинозрителей и в последние годы. Он не по возрасту молод, выправка, стать, всегда с гордо вскинутой головой и горящим взглядом. В спектакле “Фредерик, или Бульвар преступлений” актер делает сальто, носит актрис на руках, летает на люстре. Сегодня от многих предложений в кино он отказывается. «После моих работ в течение пятидесяти лет по настоящей литературе, с драматургией, судьбами, – и после этого играть в «побегушках»? Извините». Отверг Лановой и предложение переозвучить в новой трактовке документальный фильм “Великая Отечественная”, в которой когда-то озвучил закадровый голос, вложив в ту работу всю душу. “Новое истолкование” тех кровавых и памятных событий возмутило Василия Семеновича, и он отказался от денег, но не пошел против совести. Зато театру Лановой отдается всей душой. За сорок с лишним лет работы он сыграл множество самых разных ролей. “Последние пятнадцать лет всем крупным театрам для того, чтобы выжить, пришлось идти на большие компромиссы – и по линии вкуса, и по линии репертуара. То, что раньше мы никогда бы не допустили на своей сцене, вынуждены ныне допустить под предлогом, что нам надо выжить. Но боюсь, когда этот предлог отпадет, мы уже к такому компромиссу очень привыкнем. Если брать театр Вахтангова – то здесь существует проблема приглашения режиссеров, на мой взгляд, чуждых нашему театру”. Первой женой Василия Ланового была актриса Татьяна Самойлова. Через два года брак распался. Второй женой стала актриса Тамара Зяблова. И этот брак был недолгим – актриса рано ушла из жизни. В начале 70-х Василий Семенович женился на актрисе Ирине Купченко. В 1971 году она пришла в театр имени Вахтангова. С тех пор Лановой и Купченко неразлучны. У них два сына – Александр и Сергей, которых супруги назвали в честь Пушкина и Есенина. Сыновья не пошли по стопам родителей, чему Василий Семенович очень рад. «Актерство – это поразительный вид искусства, – говорит Лановой, – где человек не рисует мелом, краской, маслом, не выбивает из камня, работая над другим материалом, а все из своего материала делает, из своих нервов, из своего ума, эмоций, из своей истории, из своих отношений с любовниками, родителями, властями. И математика здесь, и нервы, и эмоции, и гражданственность. Все вместе. Это особые правила. В одном нашем спектакле герой говорит: «Не надо любить меня, малыш, ты никогда не будешь знать, с кем ты говоришь. Я всего лишь актер, я сам не знаю, когда я играю, а когда я лгу. Я чудовище».

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ