ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Эд Харрис / Лев Прыгунов

785
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ЭД ХАРРИС, актер. Год рождения – 1950, 28 ноября

Родился в городе Тенафлай, штат Нью-Джерси. В школе мальчик активно занимался бейсболом и американским футболом, благодаря чему получил спортивную стипендию, что позволило ему поступить в престижный Колумбийский университет. Но в скором времени занятия спортом Эду наскучили, и в 1971 году юноша бросил учебу, переехал в Оклахому, где в то время проживали его родители. Харрис поступил в Оклахомский университет, увлекся театром, но и здесь он проучился недолго, бросив учебу ради сцены. Из Оклахомы Эд Харрис отправился в Лос-Анджелес, где молодого неизвестного актера вскоре заметили. Позже он учился в Калифорнийском институте искусств. В начале своей актерской карьеры Харрис работал на телевидении в сериалах и малозаметных телефильмах. С 1974 по 1977 год начинающий актер снялся в эпизодах в четырех фильмах – «Досье детектива Рокфорда», «Удивительный Говард Хьюз», «Лу Грант» и «Калифорнийский дорожный патруль». Первую небольшую роль в большом кино Эд сыграл в 1978 году в триллере Майкла Крайтона «Кома», где ему достался эпизод в именитой команде актеров – Майкл Дуглас и Элизабет Эшли. В последующие четыре года Эд Харрис играл исключительно небольшие роли в низкобюджетных малозаметных картинах: в 1980 году – фильмы «Пограничная полоса» и «Пришельцы идут», роль нравственного Чака, 1981 год – «Рыцари-наездники», в котором актер снялся в роли волевого Билли, и в 1982 году – мелодрама «Калейдоскоп ужасов» и очередная роль чувственного Хэнка. Отсутствие в эти годы серьезных ролей Эд Харрис компенсировал игрой в различных театральных постановках. Наиболее успешной киноработой в 1983 году стала роль в исторической драме Филипа Кауфмана «Парни что надо», где актер с блеском сыграл острохарактерного Джона Гленна. В конце восьмидесятых Эд Харрис в основном работал на театральной сцене, а на киноэкране ему доставались роли второго плана. Весомый толчок карьере актера придала уникально сыгранная в 1989 году главная роль в фантастическом триллере «Бездна» знаменитого режиссера Джеймса Кэмерона, о спасении американской атомной подлодки «Монтаны» опытной командой глубоководной станции, где актер с блеском исполнил роль начальника станции Бада Бригмана. Роль в этом фильме принесла Эду и мировую известность, и несколько приглашений на съемки в высокобюджетных проектах. В этом же 1989 году уже узнаваемый актер снялся в роли Дэвида в драме «Стилет» на одной съемочной площадке с кинозвездами Робертом Де Ниро и Кэти Бейкер. Кинокарьера актера стремительно набирала обороты. В течение последующих трех лет Эд Харрис активно принимал участие в съемках у известных режиссеров. Так в 1990 году он снялся в криминальной мелодраме режиссера Фила Джоану «Состояние исступления» в роли взбалмошного Фрэнка. Лента 1992 года – «Американцы» режиссера Дэвида Мамета, герой Эда Харриса – Дейв Мосс, и знаменитые кинопартнеры – Аль Пачино, Джек Леммон и Алек Болдвин. В 1993 году на экраны вышла картина «Фирма» с участием Эда Харриса в роли суетного Вэйна в партнерстве с Джином Хэкманом и Томом Крузом. И в этом же году актер благополучно сыграл в триллере Стивена Кинга «Нужные вещи» в роли неудержимого шерифа Алана Пэнгборна. 1995 год стал для актера тоже богатым на интересные киносюжеты и заманчивые предложения. Вышло несколько картин с его участием. Режиссер Арни Глимчера задействовал актера в роли грубоватого Блэра Салливэна вместе с именитыми Шоном Коннери в мелодраме «Справедливый суд». Актер ярко вписался в кадр в биографической ленте Оливера Стоуна «Никсон» с ролью Говарда Ханта. В полюбившейся критиками киноленте «Аполлон-13» Эд Харрис исполнил роль созерцательного Джина Кранца. В 1996 году популярного актера пригласили сниматься в приключенческом боевике «Скала» режиссера Майкла Бейя об отряде морских пехотинцев под предводительством генерала, которого правдиво сыграл Эд. В 1997 году актер увлеченно работал со знаменитым Клинтом Иствудом на съемках политического детектива «Абсолютная власть». Конец 90-х годов наглядно продемонстрировал феноменальные актерские возможности Харриса. Сначала в мелодраматической комедии 1998 года «Шоу Трумана» в роли незадачливого автора проекта Кристофа. И в этом же году Эд Харрис снялся в документальной ленте «Пир проститутки». В 1998 году актер встречается на съемочной площадке с Сьюзан Сэрандон и Джулией Робертс – вместе они работали над картиной «Мачеха». Трогательная лента о двух женщинах – матери и мачехе, которые пытаются найти общий язык и сосуществовать рядом, была тепло встречена критикой. Харрис сыграл роль Люка, мужчины, который оставил свою жену, уйдя к молодой женщине. А в 1999 году такой же успешной работой для актера стала роль незадачливого Фрэнка в киноленте «Третье чудо». Ежегодно Эд Харрис снимался в двух-трех картинах. Правда, без главных ролей, все были роли или второго плана, или второстепенные, а то и вообще в эпизодах. Роль неуравновешенного Джерри в мелодраме «Пробуждая мертвецов», и следом главная роль Джексона Поллока в фильме «Поллок» и Генри в «Мошенниках» в 2000 году. А в 2001 году – роль Бермана в картине «Солдаты Буффало», роль Пэрчера в ленте «Игры разума» и Майор Кениг в мелодраме «Враг у ворот». Действие фильма приходится на 1942 год, Сталинград во время войны. Майор Кениг был послан немецким командованием для выполнения важного задания. Кениг, самый лучший и меткий стрелок Германии, отправлен, чтобы противостоять Василию Зайцеву, русскому снайперу и неуловимому герою. Образ защитника Сталинграда воплощен в Василии Зайцеве. В его руках жизнь вражеских захватчиков, которые находятся под метким прицелом. В ленте «Враг у ворот» показана война, между двумя сильными личностями противоположных сторон. Зайцев – легенда для защитников Сталинграда. Каждый день он выносит смертный приговор десяткам захватчиков, попавших в перекрестье его прицела. Между двумя уникальными снайперами начинается смертельная схватка. Младший лейтенант Василий Григорьевич Зайцев – историческое лицо, знаменитый снайпер 62-й армии, награжденный за бои в Сталинграде звездой Героя Советского Союза. Когда осенью 42-го для борьбы с русскими снайперами в Сталинград был направлен офицер, которого сам Зайцев в своих воспоминаниях именует майором Коннигом, Зайцеву было поручено убить немецкого «сверхснайпера». Этот эпизод фигурирует в ряде западных работ о Сталинградской битве, включая книгу Вильяма Крейга «Враг у ворот: битва за Сталинград», которая и послужила основой для фильма. А вот в 2002 году Эд Харрис снялся всего в одной небольшой, но на редкость яркой, сильной роли Ричарда Брауна в ленте «Часы». В 2003 году персонажем Эда Харриса стал одинокий Оскар в фильме «Шоу века». И в этом же году на экраны вышел спортивный фильм режиссера Майкла Толина «Радио», где Харрис сыграл роль тренера Гарольда Джонса. Добрый герой Харриса из сострадания взял бродящего вблизи стадиона умственно отсталого мальчика по прозвищу Радио под свою опеку. Затем Харрис снялся в небольшой, но яркой роли в фильме «Запятнанная репутация» с Николь Кидман и Энтони Хопкинсом в главных ролях. Актер воплотил образ человека из «темного прошлого» главной героини, который все никак не может «отпустить» женщину. В 2005 году на экраны вышел фильм «Проживая зиму», где он сыграл роль Дона Холдена, криминальная мелодрама «Падение империи» и криминальный триллер «Оправданная жестокость» режиссера Дэвида Кроненберга. В этой остросюжетной драме актер сыграл похотливого Карла. 2006 год окончательно убедил и режиссеров и критиков и продюсеров, что Эд Харрис многосторонний, одаренный актер. Ярким подтверждением того явилась роль второго плана в картине «Два билета в рай». И интереснейшая актерская работа в знаковой роли величайшего из когда-либо живших композиторов, больного, глухого и одинокого человека, у которого не было ничего, кроме музыки – Людвига Ван Бетховена. В историческом фильме «Переписывая Бетховена» режиссера Агнешки Холланд, Эд Харрис снялся в красивейшем кинодуэте с очаровательной Дайаной Крюгер, исполнившей роль студентки консерватории – Анны Хольц. Фильм рассказывает о юной ассистентке великого маэстро в исполнении Дианы Крюгер, которая полностью погружается в удивительный музыкальный мир Бетховена, помогая ему в работе над Девятой симфонией. «Многим кажется, что профессия актера – это непрекращающееся соревнование людей друг с другом, – говорит актер. – Но для себя я давно понял, что единственный человек, которого ты должен попытаться превзойти, – это ты сам». За годы своей актерской деятельности Эд попробовал себя в разных жанрах и направлениях, многие из фильмов, в которых он снимался в 2007 году, признаны лучшими лентами года. Криминальный триллер режиссера Ренни Харлин «Чистильщик» и главная роль мрачноватого Эди Лоренцо вместе с Сэмюэлом Джексоном и Евой Мендес. В приключенческом боевике «Сокровище нации: книга тайн» режиссера Джона Тертелтауба, актер сыграл Джеба Вилкинсона. В 2008 году Эд Харрис выступил как режиссер, автор сценария и продюсер драматического фильма «Аппалуза», об истории маленького городка Аппалуза, жители которого страдали от пастухов-разбойников с пригородного ранчо. Харрис отвел себе одну из центральных ролей – матерого ковбоя Верджила Коула. Эд увлекается историей и говорит, что если бы не стал актером, то обязательно бы был учителем истории. «Я всегда знал про ГУЛАГ и сталинский режим, но о тысячах американцев, которые в поисках работы приехали в СССР в годы великой депрессии, я узнал случайно – после того, как в 2008 году вышла прекрасная книга «Забытые» Тима Цулиадиса «The Forsaken: An American Tragedy in Stalin’s Russia». Если честно, я уже не помню названия того агентства, которое рекламировало условия работы в России, но в начале тридцатых в США даже вышла книга, рассказывающая о преимуществе сталинских пятилеток, и это был бестселлер. За первые 8 месяцев 1931 года более ста тысяч американцев подали заявления, чтобы отправиться в СССР, и десять тысяч из них сделали это. Когда они прибывали в СССР, у них отбирали паспорта, и потом уже никто не мог получить свой паспорт обратно. Они шли в американское посольство, но там им говорили: «Простите, но мы ничем не можем вам помочь, потому что у вас нет паспорта». Мы просто бросили их там». О своей личной жизни Эд Харрис, как впрочем, и многие кинозвезды не любит рассказывать. Она была или слишком бурная, или актер просто не хочет впускать туда посторонних. В 1981 году он познакомился на лос-анджелесской сцене с красивой актрисой Эми Мадиган и женился на ней. В 1993 году у семейной пары родилась дочь. «Самый счастливый день в моей жизни – это когда родилась моя дочь. А может, тот день, когда вместе с женой, братом и его приятелем Эрлом поехали рыбачить на реку Колорадо». Эд Харрис четыре раза номинировался на премию «Оскар». «Мне нравится прошлое, потому что в прошлом не существовало вещей, которые отвлекали тебя. Не было телефонов, не было компьютеров, и не было даже электричества. Ты был окружен особым сортом тишины, а если кто-то из твоих друзей хотел поболтать с тобой по какому-нибудь идиотскому поводу, ему приходилось отрывать свою задницу от стула и тащить ее к тебе».

ЛЕВ ПРЫГУНОВ, актер. Год рождения – 1939, 23 апреля

Родился в Алма-Ате. Его дед был священником, которого в девятнадцатом красные за волосы тащили через всю деревню по грязи на расстрел. Но деда отбили верующие. После этого он занемог и через неделю умер, и семья вынуждена была спасаться бегством. Так родители оказались сначала в Ташкенте, а потом переехали на окраину Алма-Аты. Отец был биологом, орнитологом и потрясающим таксидермистом – делал гениальные чучела из любой птицы. К сожалению, он погиб – разбился в горах, когда мальчику было десять лет, и умер у него на руках. Мама была преподавателем литературы и он, как ему тогда казалось, был идеально подкован по «классике». Отец оставил сыну два ружья, прекрасную библиотеку по биологии. После школы Лев поступил в пединститут, чтобы продолжить семейную традицию. И два года отучившись на биолога, многое понял в своей жизни. Во-первых, он оказался невероятно влюбчивым, а во-вторых, встретил компанию, которая была умнее всех в городе. Это была интеллектуальная молодежь – студенты филфака, любители джаза, стиляги, все, естественно, были пижонами. И при всем при этом – блестящие знатоки литературы, поэзии, истории, кино, музыки, в основном, правда, западной. Общаясь с этой компанией, Лев Прыгунов прочитал несметное количество книг. Он открыл для себя Бунина, Куприна. Понял, что педагог из него никудышный, и надо искать что-то другое, что-то свое. Спасло то, что он все очень быстро схватывал, впитывал как губка. И еще повезло, видно через гены передалось, Прыгунов всегда сторонился пионерии, комсомолии: «Мол, я занимаюсь птичками, и оставьте меня в покое». И его не трогали. Он выступал в школе, читал стихи, и многие говорили: «Ты должен стать артистом». Поначалу он отшучивался: «Какая сцена, когда у меня бентамские курочки королевские». Он не знал, куда девать энергию, может, поэтому и решил учиться в театральном. А может просто понял, что должен играть, что это именно его. А потом уже и созрел, и поступил в ленинградский театральный вуз. Впервые Лев Прыгунов снялся в картине «Увольнение на берег», это был необычайно яркий дебют, и фильм у артиста стал самым любимым. Он учился на третьем курсе Ленинградского театрального института, когда получил приглашение приехать в Москву на кинопробы. Они длились долго, около полутора месяца, последний раз пробовался вместе с Владимиром Высоцким. В конце концов, их утвердили. Высоцкий сыграл друга героя Прыгунова. Эта картина замечательная, она совершенно не устарела. Режиссер Феликс Миронер снимал в пырьевском объединении, а Пырьев почему-то возненавидел и самого Миронера, и его картину. К сожалению, когда она вышла на экран, все газеты и журналы места живого не оставили от фильма. Феликс Миронер после этого поклялся больше никогда не снимать кино. После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1962 году Льва Прыгунова брали к себе два театра в Ленинграде, а он укатил сниматься в Москву в главной роли в картине «Утренние поезда». В 1964 году Лев Прыгунов снялся в советско-итальянском фильме Джузеппе Де Сантиса «Они шли на восток». Это был один из первых совместных кинопроектов с западом. По первоначальному замыслу роль Бадзокки должен был играть знаменитый американский актер Антони Перкинс. Однако запросы заокеанской звезды – около миллиона долларов, оказались не по карману «Мосфильму». Де Сантису показали фотографию Прыгунова. Режиссер потребовал срочно его найти, и Прыгунов был утвержден на эту роль. Съемки были тяжелыми: сорокоградусная жара, теснота, бытовые неудобства. За обедом советские актеры выстраивали длиннющую очередь, в то время как итальянские коллеги питались в отдельном вагончике. В составе советской группы был сотрудник КГБ. Он настрого запрещал нашим актерам даже приближаться к итальянцам. Прыгунову, который снимался больше всех и, соответственно, больше всех уставал, это, в конце концов, надоело. Однажды он не выдержал, сорвался – зашел в вагончик и сказал: «Теперь я буду питаться только здесь». И сразу, по законам того времени, получил «волчий билет». И хотя после этих съемок его вновь приглашали за рубеж, но «на верху» каждый раз следовало указание – не выпускать. Исключение сделали только для стран соцлагеря – в середине 60-х Лев Прыгунов снялся в румынской ленте «Тоннель». Да и туда он попал просто чудом. Режиссеру Мунтяну «доброжелатели» доложили, что Прыгунов пьяница и сумасшедший. Но по счастливой случайности режиссер и актер встретились на киностудии. На предложение Мунтяну Прыгунов ответил согласием. А поскольку в те годы к власти в Румынии пришел Чаушеску, и сверху было дано указание срочно завязать какой-нибудь культурный контакт. В период между съемками в фильмах «Они шли на Восток» и «Тоннель» Лев Прыгунов снялся в комедии Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», где сыграл Диму Бородина. Зрители приняли картину с восторгом. Но эта работа оказалась последней на «Мосфильме». После вышеупомянутой истории с итальянцами, путь на главную киностудию страны ему был закрыт. Пришлось искать счастья на других киностудиях. По-настоящему стоящей работой в эти годы стала роль в ленте Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». Эта замечательная картина и сегодня вызывает большой интерес. В черно-белом изображении, стилизованная под хронику, она являла собой социальный срез того времени. 70-е годы принесли Льву Прыгунову много различных ролей. Среди его наиболее известных работ: летчик «Нормандии-Неман» Ромашка в военной ленте «Освобождение», Глум в сказке «Шаг с крыши», Никифоров в сериале «Рожденная революцией», Файло в революционной драме «Как закалялась сталь», Казанков в мелодраме «Пропавшая экспедиция». Два раза Лев Прыгунов снимался у замечательного режиссера Александра Михайловича Файнциммера. Сначала – в 1975 году в главной роли негодяя Селецкого в детективе «Без права на ошибку». После выхода картины актер получил очень много писем от поклонниц, – судя по всему, порок тоже может быть весьма привлекательным. В 1978 году Файнциммер вновь пригласил Прыгунова, на этот раз на роль Француза в приключенческую драму «Трактир на Пятницкой». И у этого фильма был также колоссальный успех. Широкую известность Льву Прыгунову принесла главная роль в фильме «Сердце Бонивура». Стоит также отметить работы в криминальной драме «Опасные друзья», в мелодраме «Люблю. Жду. Лена», в фантастической ленте «Блистающий мир», в военном фильме «Битва за Москву». Еще был фильм Булата Мансурова «Картина» по роману Даниила Гранина, где актер сыграл главную и возможно лучшую свою роль – председателя горисполкома. Основная мысль этой ленты – о возможности потери своей национальной культуры. Герой Прыгунова уходит со своего поста, что было совсем не типично для той системы. Фильм показали один только раз в 1985 году, и он попал в какой-то «черный список». Актер получал письма буквально мешками. Стал даже лучшим актером года. Но потом об этом фильме забыли. Несмотря на просьбы самого Гранина, его не демонстрировали ни к 60-летию Булата Мансурова, ни к такому же юбилею Прыгунова. Это, конечно, совершенно непонятно. Потрясающий фильм – с Павлом Кадочниковым, молоденькой Еленой Цыплаковой, Майей Булгаковой, Сергеем Балашовым. Лев Прыгунов рисует. Живопись его всегда привлекала. В двенадцатилетнем возрасте он брал уроки у одной хорошей художницы, которая была в Алма-Ате в эвакуации. Потом она уехала, и уроки прекратились. Но он учился всегда и везде. Куда бы ни попадал, находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Но никогда не предполагал, что всерьез займется этим делом. Сначала рисовать начал в перерывах между съемками. И незаметно втянулся. Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Потом несколько лет был перерыв. Затем потихоньку, в редкие выходные, начал опять рисовать. А вот с 1989 года занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Работы Прыгунова оказались востребованными. Немало его работ попало в частные коллекции в Америку, Лондон, Париж. Он участвовал во многих выставках. А самая первая выставка прошла в 1981 году в кинотеатре «Ударник» в Москве. «После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек»». Пока художник остановился на натюрмортах. Но его мечта – портреты. У актера прекрасная личная жизнь. Он вовремя встретил свою любимую жену Ольгу. Они вместе более двадцати лет. Так случилось, что Лев один воспитывал Романа – сына от первого брака. У него к нему особое отношение, он был отличным папой, они с сыном всегда были на равных. И в жизни Роман всего добился сам, чем Прыгунов очень гордится. Сын работает в кино, он режиссер. Жизненные законы, которых придерживается Лев Прыгунов – не врать и не воровать. Это очень серьезные законы, особенно для России. А еще быть самим собой. Сегодня Лев Прыгунов вновь на экране, его жизнь наполнена до отказа: каждый день поздно приезжает со съемок и тут же ложится спать, хочет высыпаться. А утром опять едет на съемки – фильмы, сериалы. Очень часто актера приглашают на роли военных либо государственных деятелей. Так в драме «В июне 41-го» он исполнил роль полковника Марчука, в боевике «Офицеры» – генерала Генштаба, в сериале «Девять месяцев» – министра, а в сериале «Брежнев» – Е.И. Чазова. «Очень важно понять, что мир объединяет пустота, – говорит актер. – Ведь между молекулами и атомами, из которых состоят наши тела, есть пустота – такая же, как между Солнцем и Луной. Если человек может понять, что в нем есть эта пустота, у него возникает ощущение фантастической свободы. Кажется, что можешь пройти через стену, точнее – пропустить ее через себя. Это дает ощущение полета, и начинаешь принимать жизнь такой, какая она есть, и все тебе начинает нравиться. Ну, а если что-то все-таки не нравится, то я знаю, что виноват в этом я сам, а не правительство, не масоны, не коммунисты и не КГБ. А еще я придумал для себя такую схему: все самое худшее, что может случиться, – болезнь, воровство, клевета, несправедливость государства – это норма, особенно у нас в России, Когда до такой степени занижаешь свои требования, то отсутствие этих неприятностей – уже большая радость, а уж присутствие чего-то хорошего – это просто фантастическое счастье». В те же редкие моменты, когда нет актерской работы, он едет в мастерскую. Лев Прыгунов никогда ничего не планирует. Есть древний китайский закон коромысла: когда чего-то очень хочется, надо придумать другой интерес, равновеликий, на другом конце коромысла должно быть что-то другое, равное по силе первому. И каждый день, на каждом шагу искать это коромысло. Это не дуализм, это выбор, жизненное кредо Льва Прыгунова.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ