«ДОМ, КОТОРЫЙ...

«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК»

2
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» The House that Jack Built, Франция – Германия – Швеция – Дания, 2018, 156 мин., R. Реж. Ларс фон Триер («Идиоты», «Догвилль»); в рол.: Мэтт Диллон (Джек), Бруно Ганц (Вёрдж), Ума Турман (женщина №1), Шивон Фэллон (женщина №2), Софи Гробёль (женщина №3), Райли Кио (Симпл), Эдвард Спелирс (Эд), Джереми Дэвис (Эл), Дэвид Бэйли (Эс Пи)

Жанр. Криминальный психологический триллер/философская притча.

Выбор/Персона/Скандалы. Тут все предельно просто – какой киноман, будучи в здравом уме, проигнорирует новый фильм великого и ужасного датчанина Л. фон Триера (род.30.4.1956г.), тем более что предыдущий – «Нимфоманка» (см. «Кинопанораму» от 11.9.2014) вышел аж 5 лет назад. И был принят публикой, как и ожидалось, крайне противоречиво. Еще резонанснее был скандал, связанный с «Меланхолией» (2011), которая поразила изыском и глубиной. Все было бы ладно, не хвати Ларс лишку. Увлекшись излюбленным «черным юмором» и забыв про торжество политкорректности, на пресс-конференции на МКФ в Канне, он ненароком сделался нацистом и персоной нон грата. Триер, конечно же, извинялся, но в Канн вернулся не поэтому (пусть и не в конкурс, а на мировую премьеру), а в связи с тем, что фестиваль вряд ли без него будет полноценным. «Дому, который построил Джек» в Канне стоя аплодировали 6 минут, но СМИ больше заинтересовал тот факт, что порядка сотни зрителей (включая критиков) – возмущенно прервали просмотр фильма, чтобы громко удалиться. Якобы не пережив сцен жестокости (особенно в отношении утенка, хотя будь на его месте муха – все пока бы осталось без внимания), хотя по сути это больше напомнило протестную акцию. Ведь нелепо предполагать, что все эти люди, попав на престижное мероприятие и красиво для этого нарядившись, совсем не предполагали, что сулит им встреча с творением фон Триера. По мне, так это как пойти на хоккей и негодовать, что во вратаря летят шайбы (тоже – насилие). Иначе говоря, решаясь посмотреть сей фильм, будьте готовы быть не только и не столько развлеченными, сколько опущенными в бездну сущностных и метафизических проблем нашей цивилизации. Кстати, экранный утенок пострадал, чтобы показать, как в детях зарождается тяга к садизму. Впрочем, я в этом не уверен.

Первоисточник. Построение фильма (изначально задумывался, как мини-сериал) нередко сравнивают с конструктором и это не упрек, а констатация факта для отражения творческого метода. Оригинальный сценарий Л. фон Триера отталкивается от идей интеллектуалки и феминистки Йенли Халлунд, давно помогающей мэтру. В данном случае, по ее словам, это происходило так: «Сначала Ларс очень долго рассказывал о чем хочет снять кино, а я просто предлагала разные идеи. Некоторые из них были безумными и умными, а некоторые – безумными и глупыми. Что-то нашло в нем отклик. В любом случае, Ларс принимает итоговые решения. Творить с ним – это привилегия». Именно с подачи Йенли в такни «Дома» появились и стали основополагающими для фильма мотивы из Уильяма Блейка (1757-1827), который, кстати, в свои годы слыл провокативным. Зато и сегодня любым хищникам заочно любы стихи Блейка про ягнёнка и тигра, которые оба необходимы природе. И Виргилия (70-19 гг. до н.э.) с его «Энеидой» «присоветовала» именно Йенли. Работая над «Домом», Йенли стала экспертом в представлениях о рае и аде. Ведь множество людей и сегодня не только верят в их существование, но и визуально представляют их, нередко отталкиваясь от того, что видели в реальной жизни. А вот то, какие мотивы человеческой жизни относятся к раю и аду – наставляются религиями и меняются с эпохами. Как следствие, сколь это не «стремно» слышать, но даже психопатство Джека можно преподносить по-разному. Поэтому он находит возможность вполне логично оправдывать свои преступления. К примеру, ливень, смывающий кровавые следы, воспринимает, как благословение и подтверждение защиты богом. А убийство трактует как освобождение. Отсюда даже не кощунственно звучит фраза «Религия губит людей». Кстати, ад и рай в толковании Джека – одно и то же, только одно место для тела, а другое – для души. Так как поход в ад в фильме живописен, то понимаешь, не обошлось без влияния «Божественной комедии» Данте Алигьери и «Фауста» Иоганна Гёте. Женщины в фильме заведомо глупыми (но, разными) выглядят отнюдь не случайно. Но ведь зрителям они преподносятся глазами психопата Джека, и поэтому феминисткам нет смысла обижаться на фон Триера. И главного героя тот изобразил не интеллектуалом, а словно подопытным животным, за рефлексами которого интересно наблюдать в научных и просветительских целях. И хотя поговаривают, что в образе Джека фон Триер изобразил себя любимого (на деле – Ларсу ближе увлечение Джека архитектурой), это было бы слишком банальным для него. Ларсу важнее препарировать образ маньяка как такового, вплоть до Гитлера. Тем более что и Бухенвальд для Джека – пример искусства и любви, такой уж, извините, человек. В фильме «зашифровано» множество отсылок к разным видам искусства. Например, табличками со словами – реверанс клипу Б. Дилана. И Давид Боуви в саундтреке отнюдь не случаен, хотя Ларс ценит классику. Но, пожалуй, более всего искусство в картине олицетворяет канадец Гленн Гульд (1932-1982), чье действо фон Триер избрал, еще работая над сценарием. Этот пианист – лауреат зала славы премии «Грэмми» – наиболее известен интерпретациям Баха. Обладал виртуозной, но странной техникой игры, бывшей отдельным зрелищем. На концертах (а он их прекратил еще в 1964 году) сидел исключительно на старом стуле работы его отца.

И США не забыты. Этот европейский кинопроект снят на английском языке и рассказывает про Штаты 70-х годов. Второе важно, хотя бы потому, что в эпоху интернета, мобильной связи и видеонаблюдения Джеку пришлось бы куда сложнее. В интервью «The Guardian» фон Триер заявлял, что на «Дом» его вдохновил … Дональд Трамп, сформулировав свою мысль таким образом: «Фильм восхваляет идею того, что жизнь – злая и бессердечная штука. Это подтверждает недавнее воцарение homo trumpus, Крысиного короля». А еще Ларс вспоминал про культ насилия, существующий в США, да и вообще высказывался о стране не комплементарно, что детальками, но проявляется и в фильме. Например, в демонстрации того, как правоохранители относятся к границам штатов.

О чем речь. В центре внимания – крепкий, видный и исключительно чистоплотный мужчина. И это качество приведено не для красного словца. Страдая компульсивным расстройством (OCD), Джек просто не может покинуть место преступления, не приведя его в идеальный порядок. А это требует больших нервных затрат. Правда, с новыми убийствами сила синдрома слабеет, в действиях появляется больше риска. К тому же приходит понимание того, что «иногда, чтобы спрятаться, лучше не прятаться вовсе». Это справедливо и в отношении представления «Дома», ибо наяву тот самый случай, когда не стоит скрывать, кто в фильме убийца. Да и в титрах сообщается, что мы видим 5 инцидентов за 12-летний период, выбранных наугад. В газетах Джека прозвали «мистером Изощренность», но в миру – он простой инженер, живущий на наследство. И одержимо пытающийся реализовать мечту жизни – быть архитектором, как минимум, построив дом для себя по своему же проекту. Наблюдая за его творческими муками, мы знакомимся и с многими интересными подробностями (к примеру, секретами конструкций храмов), изложенными не менее увлекательно, чем в фильмах Гринвэя. Впрочем, Джек чаще реализует себя, как творческую единицу, убивая. Ведь трупы и туши животных для него еще и модели для инсталляций. Для чего имеется огромный морозильник и фотоаппарат. Джека буквально завораживают негативы, только в них он может увидеть реальные демонические очертания. Еще одна любимая забава – охота – для Джека является выражением селекции всего живого и метафорой любви. И тут для него не все канонично. «И почему это мужчина всегда виноват, а женщина только жертва?», – негодует он. Впрочем, Джек убивает и мужчин. Но с женщинами лучше сотрудничать, так он квалифицирует процесс их убийства.

Прочая информация. В фильме затронута бездна интересных тем. Например: «Теория света при проходе человека под фонарями и голос луча» или «Костыль, как средство влиять на окружающих». Съемки проводились в Швеции и Дании, а также в Италии и Англии. Бюджет 8,7 млн. евро.

 

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ