ЕВРЕИ ВО ФРАН...

ЕВРЕИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РИВЬЕРЕ

72
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Утверждение, справедливость которого неоспорима: лучше уж не оставить никакого следа, чем наследить. Побывав во Французской Ривьере, участники увлекательной и познавательной поездки смогли, в частности, убедиться в том, насколько глубок зримый след, который оставили в истории европейской и мировой культуры наши именитые соплеменники. В разное время они жили в этом уголке Франции, близ границы с Италией и Испанией. Юго-Восточное побережье Средиземного моря не только привлекало мягким климатом, но и вдохновляло на творчество изумительными красотами природы. Это место принято называть Лазурным Берегом, с легкой руки прозаика и поэта Стефана Льежара, который в 1870 году издал роман под таким вот поэтичным названием. А удивительный и неповторимый цвет придают прибрежным водам особые водоросли, расплодившиеся у побережья. Возникает ощущение, что небесная лазурь стекает в море, но не растворяется в нем. Помните из популярной песни на стихи Л. Генделя и на музыку И. Крутого:

«Пусть тебе приснится Пальма-де-Мальорка,

В Каннах или в Ницце ласковый прибой…»

Так вот: Ницца и Канны расположены именно здесь, во Французской Ривьере. Каждый город у Лазурного Берега – раскрытая книга, где причудливо переплетены страницы веков. Рядом с Ниццей, на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра раскинулась всемирно известная вилла, сооруженная баронессой Беатрисой де Ротшильд в 1905-12 годах. Она родилась в Париже, в семье Альфонса Джеймса де Ротшильда, финансиста и мецената.

Замуж вышла за нефтяного магната и банкира Мориса Эфрусси, происходившего из одесского купеческого семейства. Пристрастившись к коллекционированию творений мастеров кисти и резца, эта представительница знатного и состоятельного семейства украсила виллу, занявшую семь гектаров, подлинными предметами искусства 15-18 веков. Здесь, к примеру, можно увидеть, ковры из королевской часовни Версаля, средневековые гобелены с сюжетами на тему приключений Дон Кихота, секретер Марии-Антуанетты, вазу, принадлежавшую маркизе де Помпадур, богатую коллекцию старинной фарфоровой посуды, работы талантливого живописца и гравера Жана Оноре Фрагонара, работавшего в стиле рококо. Вила Эфрусси де-Ротшильд – таково точное ее название – окружена садами общей площадью в 4 гектара с замечательно спроектированными фонтанами. К слову, за семь лет строительных работ требовательная и придирчивая заказчица сменила 20 архитекторов. Над самым крупным из садов – его правильнее называть парком – возвышается павильон «Храм любви» – точная копия имеющегося в Версале. Местный розарий примечателен особыми сортами этих цветов – это розы Беатрисы и Грейс Келли – принцессы Княжества Монако. После смерти Беатрисы в 1934 году, сама вилла и собранная в ней коллекция, по завещанию владелицы, были переданы Французской Академии Изящных искусств. Ныне – это музей, открытый для посещения.

Лазурный берег связан с жизнью и творчеством выдающегося художника Марка Шагала. Он горел желанием объехать весь мир, познать его многообразие и отразить его в своих полотнах. Созданный воображением Шагала мир удивителен и многообразен. Причем многие его персонажи – путешественники в пространстве и во времени, перемещающиеся из картины в картину, из одного контекста в другой. Самая внушительная коллекция его работ представлена в национальном музее художника в Ницце.

Торжественное его открытие состоялось в 1973 году, еще при жизни патриарха мировой живописи. Музей расположился в престижном и живописном районе города, в особняке современной планировки, выстроенном из светлого камня. Вокруг поднялись развесистые дубы, будто уходящие корнями в глубину веков оливы и стройные кипарисы, и этот пейзаж невольно ассоциируется с райскими кущами, где начинали свои дни в сотворенном для них мире первые люди – Адам и Ева. Это природное окружение прекрасно гармонирует с внутренним содержанием музейных залов. Ведь полное название музея «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall» в смысловом переводе на русский язык с французского означает «Библейское послание Марка Шагала».

Основу выставленной на обозрение коллекции составляют 17 тематических полотен, а также подготовительные к этим произведениям эскизы, графические работы, гравюры и многое другое. Специально для экспозиции Шагал создал голубые витражи и мозаику для одной из внешних стен. Творческое наследие Марка Шагала является сложным для понимания. Кроме особенностей художественного стиля, в его картинах присутствует множество религиозных и философских мотивов, в их авторской интерпретации, основанное на глубоких познаниях Святого писания и всемирной истории. Созерцание написанных им картин становится более осмысленным благодаря аудиосопровождению по залам, которое предлагается желающим на нескольких языках, включая и русский. Цикл «Библейское послание» был впервые выставлен в 1966 году в Лувре. После этого показа, прошедшего с огромным успехом, Марк Шагал передал картины в дар правительству Франции, и тогдашний министр культуры Андре Мальдро, друг Шагала, распорядился создать музейный комплекс, где полотна получили бы постоянную прописку. Стоит напомнить: Шагал родился и вырос в религиозной семье, и библейская тематика привлекала его с молодости. Еще до Второй Мировой войны он работал над иллюстрациями к Святому Писанию, а затем продолжил этот труд с широким размахом. «Послание» начинало создаваться в 1950-х годах в городке Ванс и заняло много лет. Созданный в итоге цикл делится на две части. 12 полотен своеобразно иллюстрируют тексты, отражающие взаимоотношения Творца и человека. Стоит обратить внимание: решения о местоположении картин в экспозиции Марк Шагал принимал лично, отказавшись, при этом, от хронологического принципа размещения, руководствуясь иными соображениями, которые становятся понятными, если осматривать экспозицию неспешно и вдумчиво. Центром притяжения служит представленная в большом зале картина «Сотворение человека» – ключевой момент рождения мира, в котором мы живем. В нижней части картины изображен ангел, несущий на руках Адама, поднимая его из вод «первичного океана», в глубине которого художник изобразил животных, так как они были созданы до человека. Крутящееся солнце вверху в своем вращении увлекает за собой еврейский народ и воспроизводит эпизоды библейской истории. Справа от этой картины расположено полотно, на котором изображена попытка Авраама принести в жертву собственного сына. Как и на полотне «Сотворение человека», здесь так же представлены два зрительных плана: небо с ангелами и собственно сцена с Авраамом и Исааком. Ангел на небе символизирует появление божественного слова. Справа на картине изображены беды потомков Авраама, о которых художник часто напоминает в своем творчестве теми или иными символами. В данном случае, в нижней части композиции Авраам и его сын условно окрашены (но это нужно не только увидеть, но и понять) пламенем Холокоста. «Сотворение человека» и «Жертвоприношение Ицхака» объединены идеей подчинения смертных людей вечному Богу. Еще одна работа из этого цикла – «Ной и радуга». Дуга высокой радуги пересекается с изгибом тела спящего героя полотна – Ноя. Это символизирует первый завет, скрепляющий союз человека и Творца Вселенной. Радуга нарисована Шагалом не в привычном спектре цветов. Она у художника белая, и неспроста – белый цвет, по законам оптики, суммирует, вмещает в себе все другие цвета. Картина содержит и сцены невзгод, выпавших на долю многострадального еврейского народа, и будущего счастья, которое ему предрекается. Пять полотен, составляющих вторую часть цикла «Библейское послание», выполнены в ярко-красной цветовой гамме. При их создании художник вдохновлялся любовной лирикой бессмертной Песни Песней. Весь цикл отражает мощь мастера кисти, высоту творческого его полета и позволяет погрузиться в мир духовных исканий Марка Шагала. В упомянутом нами городке Ванс или точнее – Сен-Поль-де-Ванс в Провансе Шагал провел последние годы своей долгой жизни. На кладбище местной коммуны покоится его прах. Волнительно было побывать на его могиле, и по еврейской традиции положить на надгробие камешки. Камни впитывают человеческую энергетику. Оставляя их на могиле, мы оставляем частичку самих себя, – там, где погребен человек, который любим и дорог.

А другой городок Лазурного берега – Грас (иди Грасс) связан с именем лауреата Нобелевской премии по литературе 1933 года Ивана Бунина. В русле нашего повествования важно подчеркнуть: в мрачные годы Холокоста на вилле Бунина нашли убежище пианист Александр Либерман и его супруга, а также литератор Александр Бахрах. Южная часть Франции тогда была свободна от немецкой оккупации, но профашистский режим устраивал там облавы на евреев, которым грозила депортация в лагеря смерти. Российский Еврейский Конгресс совместно с Центром «Холокост» в Москве собрал документы, подтверждающие смелые и решительные действия Бунина и его супруги Веры Муромцевой-Буниной и обратился в мемориал «Яд ва-Шем» с предложением: признать чету Буниных Праведниками народов мира.

Среди представленных свидетельств – письмо из Нью-Йорка Марка Алданова (Ландау), прозаика, публициста, ученого, датированное 22 августа 1950 года: «Бунин в эмиграции и зарабатывал мало, а в годы оккупации прожил остатки. Вел себя, при этом, очень достойно, – не только ни одной строчки при Гитлере не напечатал, но и кормил и поил несколько лет попавших в беду людей, в том числе – писателя-еврея, который у него все эти годы жил».

Общее количество евреев во Франции накануне нацистской оккупации составляло около 350 тысяч человек, из которых 240 тысяч составляла собственно еврейская община страны. Точное количество жертв Катастрофы не установлено. По разным данным, оно составляет 75-120 тысяч. Франция спустя десятилетия признала свою вину и ответственность за трагическое прошлое, но уроки истории, к сожалению, в этом государстве не усвоены. Приток мигрантов из мусульманского мира поднял новую волну антисемитизма и служит одной из причин роста репатриации французских евреев в Израиль. В Ницце нам была показана синагога, считающаяся действующей.

На самом же деле, службы в ней проводятся, по преимуществу, в еврейские праздники, и при усиленной охране полиции. А деньги на проведение служб жертвуются евреями-выходцами из этого города, ныне живущими в тех странах, где они чувствуют себя в большей безопасности. Тот факт, что деятельность синагоги этой, считающейся в Ницце главной, носит, скажем так, неустойчивый характер, активизируясь в туристский сезон, подтверждает ее раввин Ту Боуль. Буквально у дверей этого молельного дома у меня родились такие вот поэтические строки:

Синагога, синагога,

Синагога в Ницце.

Говорят, что есть, где Богу

В Ницце помолиться.

Города-космополита

Скромная примета…

Только в праздники открыта

Синагога эта.

Светит старая лампада,

Но все меньше масла,

И тому евреи рады,

Лишь бы не погасла.

Ну и что за радость, Боже?

И по меркам строгим,

Со Стеною плача схожи

Стены синагоги.

И стою я у порога,

Видя злые лица…

Дай же Бог, чтоб синагога

Не закрылась в Ницце.

Что же касается «злых лиц», то это не только случайные прохожие мусульманской внешности. Во время нашего пребывания во Французской Ривьере издание «Ле Паризьен» сообщило о предупреждении, с которым обратилась к фермерам Служба охраны населения в округе От-де-Сьен. В канун мусульманского праздника Ид аль-Адха и иудейского Дня покаяния и искупления грехов Йом Кипур владельцы овцеводческих и птицеводческих хозяйств были призваны проявить бдительность, чтобы исключить вероятность кражи животных мусульманами и кур – евреями для «подпольного жертвоприношения». Врач-Жоэль Мергю, функционер местной еврейской общины заявил, что был поражен, прочитав циркуляр. “Я неожиданно, вместе со всеми остальными собратьями, оказался в числе потенциальных птицекрадов”, – говорит он, хотя ни одного факта кражи кур евреями зафиксировано не было». Фрэнсис Калифа, президент ассоциации еврейских организаций Франции, констатировал, что это явление уже стало типичным – ничем не оправданное приравнивание евреев к мусульманам, ради того только, чтобы избежать обвинений в исламофобии. По словам Калифы, подобными неуместными параллелями постоянно грешат французские политики и пресса, а теперь и исполнительные власти. В ответ на протест еврейской общественности по поводу этого письма, прозрачно намекающего на то, что евреи воруют кур, чего в действительности не происходит, в департаменте по защите населения уточнили, что циркуляр рассылался “для повышения бдительности, а не с целью кого-либо оскорбить”.

И вот еще о чем. В средневековом городке Лез Арк перед нами предстал замок, где родилась Розалинда, которая с детских лет вела праведный образ жизни. Живя в достатке, она постоянно выносила из замка хлеб, пряча его в подоле платья, и раздавала его бедным. Однажды на выходе ее застал отец и потребовал показать, что она пытается унести из замка. Розалинда вынуждена была опустить подол, и на землю посыпались… розы. А потом она жила в женском монастыре, а когда умерла, то выглядела не мертвой, а спящей глубоким сном. Ныне ее мощи покоятся в стеклянном гробу, и к нему из века в век приходят паломники, с надеждой, что Святая Розалинда поможет им исцелиться от недугов. Я тоже побывал в часовне, но со своими мыслями и чувствами.

С тем и возвратились мы с Лазурного Берега в Израиль, на Берег Родного Дома.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ