ЛЕОН ЮРИС АВТ...

ЛЕОН ЮРИС АВТОР «ЭКСОДУСА»

59
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«На цоколе памятника Трумпельдору высечены слова: “Нет ничего прекраснее, чем отдать жизнь за родину”. Я добавлю: нет ничего прекраснее, чем иметь родину, за которую можно отдать жизнь» – это высказывание принадлежит известному американскому писателю еврейского происхождения Леону Юрису. 21 июня исполняется 15 лет со дня его смерти.

Семья Юриса была родом из Новогрудки на северо-западе нынешней Беларуси. Географическое это название большинству читателей ни о чем, наверное, не говорит, а между тем, в стародавние времена именно там изначально располагалась столица Великого Княжества Литовского. Позднее Новогрудка пришла в упадок и превратилась в типичное еврейское местечко. На свет там появился великий польский поэт Адам Мицкевич, чья жизнь и творчество стали символом либерального отношения к еврейскому населению. Другой известный уроженец Новогрудки – раввин Йосель Гурвиц, ставший основателем прославившейся впоследствии иешивы «Бейт-Йосеф». Волна антисемитских погромов 1905 года побудила множество местных евреев покинуть насиженные места. В их числе оказались молодой Вольф Юрис и его близкий родственник Гирш. Они уехали в Палестину, а оттуда, в 1921 году один из них – Вольф – отправился искать еврейское счастье, в хорошем смысле этого слова, в далекую Америку, которую ему предстояло открыть для себя. Там Вольф женился на Анне Блумберг (Блюмберг), и 23 августа 1924 года в Балтиморе у этой четы на свет появился сын, названный Леоном.

В семье царила невыносимая атмосфера: у матери возникли большие проблемы с психикой, а отец вскоре превратился в разочарованного судьбой и озлобившегося человека. Все это не могло не отражаться на отпрыске, который, в качестве самозащиты, замыкался в себе. В 17-летнем возрасте Леон покинул дом, предпочтя его беспросветному мраку армейскую службу. В составе взвода морской пехоты он участвовал в боевых действиях на Тихом океане, где возмужал и получил ценный жизненный опыт, пригодившийся в творчестве, которому Юрис-младший посвятил потом себя. После демобилизации он начал работать в одной из газет и сотрудничал в журнале «Эсквайр».

После Второй Мировой войны, в 1953 году был опубликован первый роман 29-летнего, в ту пору, автора – «Боевой клич». Книга эта подкупала правдивым описанием тягот армейской службы и достоверным отражением войны, на которой его товарищи по оружию проявили мужество, отвагу, преданность присяге и друг другу. Написанный живым, доступным языком, роман получил лестные оценки критиков и был с восторгом встречен читателями. Всего лишь через год после выхода книги в свет, «Боевой клич» экранизировали. Одним словом, первый «блин» уж точно не вышел комом, и этот успех окрылил молодого писателя. В 1955 Юрис порадовал читающую публику новым произведением – романом «Гневные холмы». В основу этой книги легли, достойные пера воспоминания упомянутого нами Гирша Юриса, которому довелось воевать в Греции, в подразделении Еврейской бригады, ставшей в годы Второй Мировой единственным еврейским национальным соединением в составе Союзных войск. Командовал этой бригадой, как известно, канадский еврей, бригадный генерал Эрнест Франк Бенджамин. В новом романе Юрис прикоснулся к теме, которая стала у него определяющей – Катастрофа европейского еврейства и борьба с нацизмом. Следом появился роман, написанный Леоном Юрисом ровно 60 лет назад и прославивший его на весь мир – «Эксодус». В «книге нового Исхода евреев», скажем о ней так, памятуя пасхальную «Агаду», писатель обратился ко времени, которое предшествовало провозглашению Государства Израиль, и к последовавшей Войне за Независимость. В центре повествования – история любви американской медсестры и еврейского подпольщика в подмандатной Палестине, оказавшихся в гуще драматических событий. Нет смысла пересказывать содержание этого произведения, переведенного на многие языки мира и изданного общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Русский перевод романа был осуществлен в 1973 году в издательстве «Библиотека-Алия». На фоне разгула государственного антисемитизма в бывшем Советском Союзе в то время книга, воспринимавшаяся, как призыв к репатриации в Израиль, была запрещена, но она тиражировалась и распространялась в ксерокопиях и перепечатках на пишущих машинках, хотя распространители попадали под статью уголовного кодекса. Семена свободомыслия, вопреки всем попыткам лишить их почвы, давали свои всходы. Роман «Эксодус», вместе с другими подобными книгами и победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года, привели к росту еврейского национального самосознания в Диаспоре, к началу активной борьбы советских евреев за право вернуться на свою историческую родину. Этот процесс завершился их массовым выездом в Израиль в 90-х годах прошлого века и развалом СССР. Между прочим, сам Юрис, с полным на то основанием, называл «Эксодус» «библией еврейского диссидентского движения в России». В 1960 году роман был экранизирован в Соединенных Штатах, в жанре военной драмы, а главную мужскую роль сыграл в фильме Пол Ньюман. Создание картины породило конфликтную ситуацию, связанную со сценарием. Киноверсия, подготовленная самим Леоном Юрисом, не устроила режиссера Отто Премингера. Он упрекнул Юриса в неумении выстраивать диалоги. А тот, в свою очередь, обвинил Премингера в неэтичном поведении. Это породило между ними многолетнюю взаимную неприязнь. Тем не менее, картина снималась по роману Юриса. Премингер попытался воспользоваться услугами сценариста Альберта Мальца, но предложенный тем вариант тоже не был одобрен, на этот раз, – ввиду чрезмерной его раздутости. В конце концов, сценарий, по которому и были осуществлены съемки, написал Далтон Трамбо. Надо сказать, что первая часть фильма «Эксодус» основана была на реальной истории одного из кораблей, направлявшихся к берегам Палестины с еврейскими беженцами из подмятой нацистами Европы. Реальным событием является и описываемый эпизод побега из лагеря в Акко содержавшихся там нелегальных еврейских репатриантов. Далее: активисты подпольной еврейской организации «Эцель» действительно осуществили взрыв в отеле «Ха-Мелех Давид» (King David) в Иерусалиме, где располагалась штаб-квартира Британской администрации в Палестине. Произошло это 22 июля 1946 года. Кстати, прототипом героя книги Юриса и кинофильма по ней – Акивы, руководителя «Эцеля» (именуемого также «Иргуном») послужил Менахем Бегин, бывщий тогда премьер-министр Израиля. Его образ на экране создан Дэвидом Опатошу (он же сыграл роль Бегина и в фильме «Рейд на Энтеббе», посвященном блестяще выполненной израильским спецназом операции по освобождению заложников самолета, угнанного палестинскими террористами в Уганду).

Но возвратимся в русло творчества Леона Юриса. В 1950 году из печати вышел следующий его роман «Милая,18», в котором автор как бы расширяет одну из частей «Эксодуса», разворачивая перед читателями панораму трагических и героических событий, происходивших в Варшавском гетто и завершившихся легендарным восстанием против нацизма. По адресу, указанному в названии этого повествования в двух книгах, находился в Варшаве штаб, из которого осуществлялось руководство боевыми действиями защитников еврейского гетто. Один из героев произведения произносит слова: «Помогать евреям выжить – это и есть сионизм». Трудно сказать, существует ли более точное и столь же лаконичное определение сути сионистской идеи.

Если в первых своих романах Леон Юрис обращался к не далекой от современности, но, все же, истории, то тематику своих последующих произведений он почерпнул из общественно-политических процессов, в которые волей судьбы был вовлечен и сам. В 1954 году, в разгар холодной войны между Востоком и Западом, увидел свет роман Юриса «Армагеддон». В фокусе внимания писателя оказался берлинский кризис 1948-49 годов, который в трактовке автора представляется, как решающая послевоенная битва («Мегиддо») за будущее демократии. Тему противостояния западного мира коммунистической экспансии, но уже за пределами европейского континента, Леон Юрис продолжил в романе «Топаз», опубликованном в 1967 году. На этот раз, действие разворачивается на фоне кризиса куда более серьезного, нежели берлинский – Карибского, едва не обернувшегося в октябре 1962 года Третьей Мировой войной. В 1969 году и это произведение было экранизировано, и ни кем-нибудь, а Альфредом Хичкоком, который выступил в качестве режиссера и продюсера, причем, получилось так, что были сняты две версии картины, с финалами, отличающимися друг от друга, что в кинематографе можно считать случаем исключительным. В 1970 году фильм этот удостоился премии Национального совета кинокритиков США – за лучшую режиссуру, и за лучшую роль второго плана (в этой номинации награды удостоился известный французский актер театра и кино Филипп Нуаре). Стоит добавить: Леон Юрис был приглашен к участию в создании этой ленты в качестве автора сценария, но и на этот раз сотрудничества с режиссером не получилось. Впоследствии, в данной связи писатель заявил, что Хичкок пытался командовать, обращаясь с ним, как с наемным работником.

В романе «QB VII» (1970) Юрис вернулся к теме Холокоста. Антигерой этой истории – польский врач, совершавший в эпоху нацизма бесчеловечные медицинские эксперименты над узниками лагерей смерти. Изверг, избежавший скамьи подсудимых, подает судебный иск против писателя, публично назвавшего его пособником палачей. В переводе на русский язык роман был издан в 1974 году под названием «Суд королевской скамьи». И эта книга обрела свое экранное воплощение – в форме телевизионного сериала, от начала и до конца державшего зрителей в интригующем напряжении.

В дилогии «Троица» (1976) и «Искупление» (1995) плодовитый романист обратился к истории нескольких поколений ирландцев, добивавшихся независимости своей родины от британского Королевского двора. Сюжетная линия, казалось бы, далека от того, о чем Юрис размышлял и писал прежде. Но так только кажется в первом приближении. На самом же деле, лейтмотивом повествования служит все та же, главенствующая у литератора идея борьбы против национального угнетения, за право на независимость. Меняется только время и место действия, ну, и плюс – исторические особенности, в данном случае – давние и не прекращающиеся внутренние распри – между протестантами и католиками, а также – сложные внутрисемейные конфликты.

В последующих произведениях – «Хаджи» (1984) и «Перевал Митла» (1988) Леон Юрис перелистывает для читателей страницы израильской истории. В первом из названных романов, события, связанные с созданием еврейского государства, рисуются в восприятии палестинских арабов; во втором, хотя его сюжет разворачивается на фоне Синайской кампании 1956 года, главная роль отведена происходящему в личной жизни героя, в котором довольно легко угадываются черты самого автора.

В романе «Поверженный бог», опубликованном в 1999 году, писатель впервые в своем творчестве перенес действие из прошлого и настоящего в будущее. Но отнести эту книгу к жанру фантастики было бы ошибочным. Это – прием, которым пользовались в литературе и до Юриса, и будут пользоваться после него – повествуя о грядущем, рассказывать, по сути, о реалиях дня сегодняшнего – путем прочерчивания множества параллелей. Нешуточные страсти в романе разгораются вокруг выборов американского президента в 2008 году. В ходе предвыборной гонки выясняется еврейское происхождение ведущего кандидата О’Коннела, который был в детстве усыновлён и воспитывался, как христианин. В сюжетных линиях прослеживается судьба госсекретаря США Мадлен Олбрайт, и, кроме того, Юрис фактически предсказал в романе выдвижение сенатора Джозефа Либермана на высокий пост вице-президента. В Израиле книга вышла на иврите под названием «Последний либерал».

Таким образом, главными направлениями в творчестве Леона Юриса явились борьба против тирании и зла, будь то нацизм, коммунизм, британский империализм, коррупция, антисемитизм. Определенные литературные недостатки его книг покрывались сполна умением лихо закрутить сюжет, где искусно переплетаются судьбы реальных и вымышленных действующих лиц, а документальность сочетается с динамикой детективного жанра. Помимо романов, Юрис написал также ряд сценариев и инсценировок собственных книг, составил тексты к фотоальбомам «Ирландия – устрашающая красота» и «Иерусалим – Песнь Песней».

Мне, автору этой публикации, довелось познакомиться с родственником Леона Юриса – Михаэлем, человеком удивительной судьбы. На свет он появился в трудовом концлагере “Транснистрия” в Бессарабии. Советский Союз покинул в 1956 году. Репатриировался в Израиль из Польши в 1960. Работал в кибуце, служил в Армии Обороны Израиля, участвовал в пяти войнах с арабскими странами, был задействован в многочисленных военных спецоперациях против террористических баз и ячеек в Газе, Ливане, Иудее и Самарии. В гражданской жизни – журналист и экономист, а также – литератор, написавший множество очерков, рассказов и повестей. С дарственной надписью Михаэль Юрис подарил мне захватывающую книгу «Человек в пучине событий», которую он посвятил всем бойцам невидимого фронта. С Леоном Юрисом Михаэль встречался трижды – в Иерусалиме и в Тель-Авиве, куда тот прилетал из Соединенных Штатов по литературным и другим делам. Понятное дело: двум писателям, да еще и состоявшим в родстве, было, о чем поговорить, что обсудить.

О личной жизни Леона Юриса известно следующее: после демобилизации в 1945 году, он женился на Бетти Бек. Этот брак продлился до 1965 года. В 1968 году второй супругой Юриса стала Марджери Эдварс, но через год она покончила жизнь самоубийством. В 1970 брачные узы связали Леона Юриса с Джил Пибоди. Из жизни Леон ушел 21 июня 2003 года в своем нью-йоркском доме, в возрасте 78 лет. Он оставил дочь Карен и двух сыновей – Марка и Михаэля (Майкла). Писатель успел закончить работу над романом “Выбор О`Хаары». Новой книгой издатели намеревались отпраздновать 50-летнюю годовщину выхода первой книги Юриса. Но дожить до этого события писателю не было суждено. Его похоронили с воинскими почестями, причитавшимися моряку, достойно сражавшемуся за Америку.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ