«МАТИЛЬДА»

«МАТИЛЬДА»

56
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Matilda, Россия, 2017, 109 мин., R. Реж. Алексей Учитель («Мания Жизели»); в рол.: Михалина Ольшаньская (Матильда Кшесинская), Ларс Айдингер (Николай), Луиза Вольфрам (Алиса), Данила Козловский (Воронцов), Ингеборга Дапкунайте (Мария Фёдоровна), Сергей Гармаш (Александр III), Евгений Миронов (Иван Карлович), Григорий Добрыгин (Андрей), Галина Тюнина (Мария Павловна), Виталий Кищенко (Власов), Томас Остермайер (Фишель), Сара Штерн (Пьерина), Константин Желдин (Победоносцев),

Жанр. Историческая мелодрама с политическим контекстом, снятая по мотивам реальных событий.

Первоисточник. Фильм снят по оригинальному сценарию писателя Александра Терехова (Александрова) (род. 6.1.1966 г.), который, несмотря на отсутствие опыта в кино был избран в авторы «Матильды» из десятка претендентов разных стран. За роман «Каменный мост» (о расследовании убийств и самоубийств детей из семей сталинской элиты в 1943 г.) Александр удостоен премии «Большая книга», а роман «Немцы» принес ему «Национальный бестселлер». По мнению писателя, истину о прошлом в принципе установить невозможно, поэтому история лишь плод интерпретаций. Известно, что сценарий получил отрицательные отзывы авторитетных историков (а также претензии по части авторства), но для кино это отнюдь не приговор. Никто не требует научного соответствия от «Трех мушкетеров», но «Матильде» выпала участь стать исключением из правил. В работе над сценарием принял участие Майкл Катимс («Резня»).

Выбор/персона. «Кто может сравниться с Матильдой моей», – пророчески пелось в опере скандального и ныне П.Чайковского, хотя речь, разумеется, не о фильме Учителя. Зато А.Пугачева, певшая «Жениться по любви не может ни один король», возможно, вела речь не про абстрактного Луи II, а про конкретного Николая II? Иначе говоря, представляемое кино вызвало столь сильный информационный шум, что все аналогии из прошлого, настоящего и будущего в разной мере корректны. Ну, когда еще было, чтобы еще не созданный фильм (и вовсе не на заведомо крамольную тему), буквально затравили. Именно в связи с «Матильдой» впервые заговорили о диковатом православном терроризме. Дабы «надавить» на создателей ленты применялись и депутатские запросы (доносы) в прокуратуру, и финансовые проверки, и угрозы, и молитвенные стояния. И все это в отношении творения режиссёра давно и органично входящего в путинскую систему. Ведь 66-летний А.Учитель (его «Край» и «Восьмерка» представлялись в «Кинопанораме») не только заслужил авторитетное имя и солидную кинопроизводящую структуру, но и публично поддерживал деяния по Крыму. Тем более, будучи давно знакомым с президентом РФ и обращаясь к нему за защитой. А ведь не очень помогло, что стало поводом для подтрунивая над Учителем со стороны либеральной общественности. Ведь его мытарства организовала посланница Крыма в российской думе (а до этого прокурор российского Крыма) Н.Поклонская, создавшая из Николая II идола. И ее не коробит, что большинство людей воспитаны в ином представлении о деятельности последнего царя, что эпитет «Кровавый» прижился к его имени не на пустом месте, а религиозные догматы вовсе не обязательны к всеобщему исполнению. Более того, коли соблюдать требования госпожи Поклонской, то начинать надо с советских картин, с их заведомым неуважением к Николаю II. Да и в новых фильмах не блюдут святость самодержцев, достаточно вспомнить «Викинг» (см. «Кинопанораму» от 7.20.2017). Вот так на пустом месте возник достойный вхождения в историю скандал, притом, что многие ехидно подсмеивались, мол, все это рекламные ухищрения…

Их нравы, или Понимаю чувства Поклонской. Как известно, в Европе сложилось движение «понимающих Путина». Иначе говоря, готовых смириться с выходящими за рамки международного права действиями ради мира и денег. Примерно в такой же мере я понимаю негодование сторонников культа Николая II, которым показалось чрезвычайно обидным, что события жизни их кумира стали основой для экранной истории в стиле «Анжелики, маркизы ангелов». То была популярная в 60-е годы костюмная (а то и «безкостюмная») приключенческая мелодрама и точно не урок истории, несмотря на участие ее видных персонажей. Для зрителей тот фильм был исключительно развлечением о далеких и чужих временах, а ведь тема Великой Октябрьской социалистической революции или большевистского переворота (кому как нравится) еще весьма остра и не разложена по полочкам. Именно поэтому в России не отмечали столетие ВОСР. Все еще нет ее четкого преломления на современные проблемы (а в РФ историю принято эксплуатировать идеологией). И вот поклонники самодержавия, считающие его свержение незаконным и порочным, видят, что экранный наследник престола занимается исключительно личной жизнью. И при этом он точно не выглядит сильным и умным человеком. Я понимаю, что для авторов фильма важнее, что ничто человеческое не чуждо и монарху. Однако, он же ведь еще и институт власти. И светской, и военной, и религиозной. Все на нем зациклено, а он движим гормонами, адреналином и прочими забавами, вроде ожесточенной стрельбы по животным. Понятно, что судьба Николая II – лишнее подтверждение, что самодержавие в принципе порочно и не эффективно. Ну не способен человек, запутавшийся в любовных страстях, в это же время полностью все разумно контролировать (в фильме ярок пример с идиотской организацией раздачи подарков, оборачивающейся массовой давкой). В идеале монархов надо бы как домашних котов, сами знаете, что сделать… Ну, а раз Николай II – просто влюбленный и озабоченный человек, то и спрос с него соответствующий. И вовсе не такой, какой видится царебожникам. В их представлении болезненно воспринимается и показанный в картине Большой театр, действительно напоминающий не столько храм искусства, сколько финансируемый государством топ-бордель. Но не случайно же, в эти же времена столь нелицеприятно про балет высказывались Л.Толстой и А.Чехов.

И где порно? Противники «Матильды» настаивали на оскорбляюще-развратной сути фильма и персонально «докапывались» до 40-летнего немца Л. Айдингера («Зильс-Мария», см. «Кинопанораму» от 4.23.2015), якобы порноактера. В его карьере действительно были сцены с эротикой и обнаженкой (достаточно вспоминать «Гольциус и Пеликанья компания», см. «Кинопанораму» от 7.10.2014), но в рамках искусства, а отнюдь не порнографии. Вообще-то Ларс приглашался на роль Фишеля, но в гриме с бородой поразил схожестью с Николаем II. Оголялась ранее и 24-летняя полька М. Ольшанская («Я, Ольга Гепнрарова», см. «Кинопанораму» от 8.4.2016). Но это и часть жизни человека, и профессии актера. К слову, Михалина еще в детстве сочинила книгу-бестселлер и записала диск с русскими песнями. А в целом «Матильда» вышла достаточно пресной для жанра, но с выразительным актерским составом. И даже объективно поднадоевший Д.Козловский («Викинг»), утерявший обещанную именно ему роль Николая, в образе травмированного любовью «человека-амфибии» выглядит вполне органично. Стоит отметить, что роль Кшесинской предлагалась знаменитой К. Найтли («Анна Каренина»), которая отнеслась благосклонно, да забеременела.

Производство. Съемки велись с середины 2014 г. в несколько этапов. Они проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В павильоне воссоздавались Успенский собор Кремля, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов. Для фильма было изготовлено 5000 костюмов (17 тонн ткани). Музыка знаменитого американца М.Белтрами («Поезд на Юму»). Руководил записью музыки В. Гергиев. Съемки Ю.Клименко («Легенда о Сурамской крепости»). Официальный бюджет $25 млн. Из него треть – государственные средства. Правда, депутат Поклонская спорит с этими цифрами. Сборы в России $8,5 млн. Учитель уверен, что кассе сильно помешала «реклама» от Поклонской. Из-за нее не было рекламы на телеканалах, отказы кинотеатров, а также сбился фокус интереса аудитории. Фильм включен в лонг-лист «Золотого орла» в 14 номинациях.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ