НЕ ВЕШАЙТЕ ЛА...

НЕ ВЕШАЙТЕ ЛАПШУ НА УШИ ЧИТАТЕЛЕЙ

75
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В газете “Каскад” №7(187) была опубликована статья Рамиса Юнусова “Политика Российской империи в Азербайджане”. Автор, базируясь на книге “Колониальная политика российского царизма в Азербайджане”, изданной в 1937 году в Ленинграде под редакцией академиков Н. Горбунова, И.П. Петрушевского и др., производит сенсационные, как он выражается, “изыскания”, дабы ввести в заблуждение несведущего читателя.
Прежде всего, остановимся на заглавиях книги и статьи: “Колониальная политика российского царизма в Азербайджане” и “Политика Российской империи в Азербайджане”. Сочетание слов “Российская империя” и “Азербайджан” – это нонсенс, даже если это написали лучшие советские академики-историки. В Российской империи, а, тем более, по соседству с ней не было не только государства под названием “Азербайджан”, но даже и понятия “азербайджанский народ”, в лучшем случае было – “кавказские татары”. Автор пишет, что от народа скрывались факты истории и, “…повторяя описание одной и той же эпохи, зачастую открывают новые страницы как древнего периода (подчеркнуто мной – А.Д.), так и недавнего прошлого”.
О каком “древнем периоде” истории азербайджанского народа, а тем более азербайджанской государственности идет речь, если в истории человечества государство под названием “Азербайджан” появилось на политической карте мира лишь 27 мая 1918 года? Из-за ограниченности газетной площади вынужденно схематично пройдем по истории азербайджанской государственности, хотя каждая историческая дата – это отдельная большая тема.
Итак, 9 (22) апреля 1918 года на развалинах Российской империи Закавказским сеймом была провозглашена независимая от Советской России Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР). Правительство ЗДФР не признало Брестский мир 1918 года, но, не имея сил для отпора наступающим турецким войскам, было вынуждено вступить в переговоры с турецким командованием в Батуме. Турции было выгоднее вести переговоры со слабой Закавказской Федерацией, чем с Советской Россией. Тем более что позиция турецко-азербайджанских мусаватистов была совершенно очевидно в пользу турок. Внутренние разногласия в Закавказской Федерации разжигались турками-кямалистами, чтобы иметь дело с более слабыми разрозненными христианскими лидерами грузинского и армянского народов.
Представители азербайджанской партии “Мусават” (“Равенство”) в Батуме тайно вступили в контакт с родственной (турки и азербайджанцы тюркоязычны) турецкой делегацией и договорились об объявлении независимости Азербайджана. Таким образом, 27 мая 1918 года образовалось первое в истории азербайджанское государство, причем под протекторатом Турции.
Кстати, как ЗДФР в целом, так позже и Азербайджанская республика и республики Армения и Грузия не имели четких признанных государственных границ. Мало того, Закавказская Федерация и новоиспеченные республики Закавказья не были признаны Лигой Наций.
В августе 1918 года, после падения советской власти в Баку, руководители власти, т.н. “бакинские комиссары”, были арестованы и 20 сентября 1918 года расстреляны на 207 версте в Закаспийской пустыне. Основным костяком 26 бакинских комиссаров были представители армянской и еврейской интеллигенции. Из 26 комиссаров только двое числились азербайджанцами. Выражаясь терминологией автора статьи, мои “изыскания” в этой запутанной истории (запутанной ли?) гибели советской власти указывают на то, что без предательства со стороны партии “Мусават” и турок это не обошлось. Могли ли лидеры азербайджанского народа согласиться с тем, что мусульманским тюркским народом будут управлять иноверцы – армяне и евреи? Конечно, нет.
В то время Восточное Закавказье, примыкающее к Каспийскому морю, являлось частью единого пространства Российской империи, и исторически эти земли принадлежали, пользуясь терминологией международного права, “коренным народам”: армянскому и грузинскому народам, кавказским албанцам, лезгинам, талышам, удинам и другим. Что касается кавказских татар, т.е. современного азербайджанского народа, то он являлся “пришлым народом”.
Однако вернемся к истории “древней” азербайджанской государственности. 15 сентября 1918 года турецкие регулярные войска вошли в Баку и начались привычные для турок варварства – не без помощи азербайджанцев. Вот как в письме, опубликованном газетой “Кавказское слово” в № 215 от 8 октября 1918 года, врач-очевидец описывает турецкие зверства в Баку:
“30 сентября 1918 г.
В 9 час. утра в воскресенье, 15 сентября, турки с нагорной части ворвались к нам.
Начиная с Шамахинки, по Воронцовской и другим главным артериям города – Торговой, Телефонной – массовый грабеж всего до нитки, варварское уничтожение имущества, лабораторий, врачебных кабинетов, аптек, магазинов, квартир… Уносилось все белье, одежда, мебель, деньги, разбивалось все громоздкое и устойчивое, насиловались женщины и дети без различия национальности. Но убивали почти только армян. Случалось, что головы армян показывались в толпе громил, и это еще больше усиливало погром. Всего армян погибло до 30 тысяч человек! Такие картины, как ребенок, сосущий в течение двух дней грудь убитой матери или играющий в крови родителей, были обыкновенными явлениями. В нашем лазарете при первом своем появлении турки отобрали у больных всю обувь и сапоги, изнасиловали 6 сиделок, чуть не убили смотрителя за то, что он не сразу отдал им кассу и т.д. Привозя в лазарет на грузовиках изувеченных армян, они сбрасывали их на тротуары и плетьми загоняли их к нам. У нас в лазарете имеется старуха лет 70-ти, которой рассекли мягкие седалищные части; дети 5-8 лет: у одного из них вывихнута рука, ободраны покровы, мышцы все обнажены, зияет грудь; у другого – то же с ногой; у третьего рана и пуля в голове. Масса мужчин с обрубленными руками, ногами, повреждениями в черепе, тяжелыми ранами и увечьями. А город весь усеян трупами армян, которые разлагались несколько дней, пока их не убрали. Михайловская больница переполнена изнасилованными девушками и женщинами. Все лазареты переполнены ранеными армянами…
Три дня продолжалось хозяйничанье дикарей, миссия коих была – армян ограбить и убивать, а остальных грабить и насиловать. Пять дней мы не выходили из нашего дома. Дежурили, не раздеваясь, денно и нощно. Из 11 семейств бежало накануне 5 семейств на пароходе. Сидели мы в темноте (наружные комнаты не освещены), в страхе и голоде. Пережить подобное вторично – совершенно невозможно.
Затем наступило относительное успокоение, жизнь стала медленно входить в колею. Но какая жизнь? Магазины закрыты, ибо нечего их и открывать. Публика подавлена, кругом шныряют аскеры. После 7 час. вечера выходить на улицу воспрещено. Кругом темнота. Женщин на улицах не видно…”

“Кавказское слово”, 1918, 8 октября, № 215

Имея мусульмано-пантюркистский профессиональный опыт армянских погромов в 1905 и 1918 гг. татаро-азербайджанцами и продолжающегося геноцида армян в Турции с 1915 по 1923 годы турками, эти расисты могли без особых сложностей “освобождать” территории от “гяуров”, чтобы утвердиться на их землях.
Главными действующими лицами в Закавказье в этот период являлись турецкие регулярные войска, которые захватывали территории армян и заставляли подписывать договоры только в пользу Турции и его новоиспеченного сателлита – Азербайджанской республики. Тому примеры – силовые приемы по отношению к Республике Армения и подписание Александропольского договора 1920 года, Московского договора 1921 г. за спиной Армении, Карсского договора 1921 г., Лозанской Конференции 1922-1923 гг., когда не считались с мнением Армении.
Позже кямалистская Турция плюс Советский Азербайджан в сговоре с Советской Россией включают Нахичеванский край и Нагорный Карабах в состав Азербайджана в качестве автономий, так как основным населением там были армяне. Под руководством Коммунистической партии Азербайджана в Нахичеванской Автономной Советской (?) Социалистической (?) Республике проводится геноцид. Если в 1920 г. армяне составляли 95% населения, то в 1988 г. – только 1%. Именно это обстоятельство настораживает карабахских армянских патриотов, и они в условиях горбачевской “перестройки и демократии” начинают национально-освободительное движение против азербайджанских захватчиков.
Советские академики, подобно тем, на которых ссылается автор статьи, в одном из фундаментальных советских изданий написали (а азербайджанские историки растиражировали) о том, что “в конце VII века до н.э. южные области Азербайджана вошли в состав рабовладельческого государства Мидия. В VI веке до н.э. Мидия была завоевана государством Ахеменидов, которое пало под ударами войск Александра Македонского. На территории Южного Азербайджана возникло государство Атропатена во II в. до н.э. Позже Атропатена стала называться Азербайганом или Азербайджаном” и т.д.
Ну разве не абсурд? Это же экстраполяция в истории! Как не существовавший в VII веке до н.э. Азербайджан или часть его мог войти в состав Мидии? И т.д. до наших дней. Это равносильно тому, чтобы сказать, что хан Батый завоевал Советский Союз…
Уточним: так называемый “Южный Азербайджан”, на который претендует современный Азербайджан, находится на северо-западе современного Ирана, однако таковым на карте Ирана не обозначен, так как это – примерно его 3-й и 4-й останы (области). А, с другой стороны, так называемый Северный Азербайджан, что ныне называется “Азербайджанская Республика”, стоит на землях грузин, армян, кавказских албанцев, лезгин, талышей, удинов и других народов и ни одним из древних историков вплоть до начала XX века не упоминается.
А потому было бы правильно формулировать примерно так: “На территории Восточного Закавказья, которая в VII в. до н.э. входила в состав Мидии, позже – государств Ахеменидов, Александра Македонского, Атропатены, Кавказской Албании и Армении, Персии, наконец, на развалинах Российской империи в начале XX века силой турецкого оружия было сколочено первое в истории азербайджанское государство. Одновременно с этим с 1905 по 1990 годы на территории Азербайджана проводился систематический геноцид армян и ассимиляция национальных меньшинств”. Четко и однозначно!
Так что, не вешайте лапшу на уши читателей, г-н Юнусов! Азербайджанская пословица гласит: “Tyarpyatmya ish artyrarsan!” – “Не расшатывай – дел наделаешь!”
Далее автор статьи пишет: “В период колонизации Россия одновременно с решением своих военно-политических задач считала наиважнейшим ликвидацию ханств в Азербайджане” (подчеркнуто мной – А.Д.).
О каких азербайджанских ханствах идет речь? Сочетание слов “азербайджанских” и “ханств” – нонсенс. В 1805 г. на политической карте Закавказья были Османская империя, Персия и Российская империя. Первая возглавлялась султаном, в подчинении которого находились паши, – отсюда основная административно-территориальная единица называлась “пашалык”, или по-русски – “пашалыкство”. Персия возглавлялась шахом, в подчинении которого находились ханы – отсюда основная административно-территориальная единица называлась “ханлык”, т.е. “ханство”. В 1805 г. централизованной Грузии на политической карте не было. Армения потеряла свою независимость еще в 1639 г. и была разделена между Турцией и Ираном.
В 1805 г. топонимического понятия Azerbaijan и названия общности – народа “azerbaijanly”, или по-русски, соответственно, “Азербайджан” и “азербайджанец” – севернее современной ирано-азербайджанской границы не существовало.
Учитывая, что главное направление удара Рамиса Юнусова – это “азербайджанское Карабахское ханство”, поясним.
Азербайджанцы – турки и тюркоязычны, значит, по логике вещей, по турецкому образцу Карабах должен был иметь название “Karabakh pashalyky”, или по-русски – “Карабахское пашалыкство”. Однако тогда, в 1805 г., Нагорный и Равнинный Карабах был единой административно-территориальной единицей, которая называлась Карабахским ханством, возглавлялась персидским ханом, а основным населением Карабаха были армяне. Кстати, в пределах Закавказья были и другие ханства: Ереванское, Нахичеванское, Шамахинское, Бакинское, но ни одного “азербайджанского”.
Во время присоединения Карабахского ханства к Российской империи в мае 1805 г. внутри ханства продолжали существовать армянские (а не азербайджанские) административно-территориальные единицы, известные в истории как ‘меликства хамсы”, или княжества.
Армянские меликства Карабахского ханства, несомненно, подчинялись Карабахскому хану – ставленнику Персии – и никому другому.
Учитывая, что в Академии наук Азербайджана об этом не знают (хуже, если знают, но умалчивают), во всяком случае, в трехтомном издании “Истории Азербайджана”, изданном Академией наук АзССР в 1958 г., об этом не упоминается, беру на себя смелость перечислить для азербайджанских историков названия основных пяти армянских меликств Карабахского ханства шахской Персии.
“Крепость медика Гюлистана находилась в той же провинции, недалеко от села Талиш у монастыря Орек; крепость мелика Джрабер-да находилась в точке слияния реки Тартар с притоком Трги. Резиденция меликов Хачена располагалась в селе Хндзиристан. Одна из крепостей мелика Варанды находилась в селе Аветараноц, а другая, Шошва-берд, – на месте современного города Шуши. Резиденцией мелика Дизака служило село Тох” (Шаген Мкртчян. “Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха”. Ереван, “Айастан”, 1988, стр.10).
Желание христианских народов Закавказья, грузин и армян, в условиях мусульманского окружения воссоединиться с христианской Россией было вполне понятно. Что касается мусульман, то они таким желанием не горели, лишь вынужденно подчинялись силе, идущей с севера. Тому пример: “В январе 1804 г. русские войска под командованием генерала Цицианова начали наступление на Гянджинское ханство. Гянджинский хан Джавад, один из верных прислужников шаха, оказал ожесточенное сопротивление. После кровопролитных боев русские войска 3 января овладели Гянджой” (армянский Гандзак, советский Кировабад – прим. автора) В.А. Парсамян. “История армянского народа”. Ереван, “Айастан”, 1972. Кн.1, стр.20).
Автор статьи далее пишет: “Чтобы вполне оценить сравнение ханской и русской власти, следует отметить, что царская Россия неизменно приписывала себе защиту армян и других христиан от “произвола и угнетения мусульман”. И, тем не менее, шушинские (г. Шуша был столицей Карабахского ханства – прим. А.Д.) купцы-армяне, жалуясь властям, выражали свой протест в связи с ростом податей и таможенных сборов”. И далее приводится отрывок из прошения в собственной интерпретации г-на Юнусова. Христианская Россия всегда была надеждой и покровительницей (хотя это не всегда ей удавалось должным образом) христианских, в т.ч. армянского, народов, и она является таковой в настоящее время. А все потому, что со времени переселения из-за Каспийского пространства в Малую Азию праотцов турок – тюркских огузских племен (кайы) в конце XIII – начале XIV веков и праотцов турок-азербайджанцев – тюркских племен “Каракоюнлу” (“Чернобаранные”) и “Аккоюнлу” (“Белобаранные”) в Восточное Закавказье в конце XVI – начале XVII веков оба эти родственные турко-мусульманские народа занимались физическим уничтожением армян-христиан, греков, ассирийцев, в т.ч. и евреев, и других не мусульман, чтобы закрепиться на землях покоренных народов. И все это вкупе с частичным присвоением и уничтожением культуры подвластных народов – “райа”. (Тут господин Дарян слегка переборщил: если бы так было, то кого бы громили турки в 1915-1923 гг..? Что касается ассирийцев, то они были выгнаны со своей территории возле озера Урмия не турками, а иранским правительством в 20-е годы прошлого столетия, евреев же вообще в Турции никто не трогал, а греки, которых только в Греции более 10 млн., соответственно, истреблены как нация, тоже не были. – Прим. ред.)
Факты? Только в XX веке Турция провела геноцид подвластного армянского народа с 1915 по 1923 годы, а азербайджанцы проводили систематические армянские погромы в 1905 г., 1918 г., 1988-1990 годах, которые, по всем статьям международного права, подпадают под определение “геноцид”. В результате из примерно 400 тыс. кв. км Армянского нагорья за Республикой Армения юридически закреплено менее 7,5%, т.е. 29,8 тыс. кв. км. На остальной территории нагорья ныне живут турки, турки-азербайджанцы и другие мусульманские народы.
И в доказательство теперь уже моих “изысканий” автор пишет: “Трагедия сегодняшнего Карабаха (подчеркнуто мной – А.Д.) и прилегающих к нему районов Азербайджана – это следствие политики, проводимой в прошлых столетиях Российской империей и впоследствии советской партноменклатурой”, с чем действительно нельзя не согласиться. Хотел бы добавить, что эта трагедия касается не только Нагорного Карабаха, но и Равнинного Карабаха, и Нахичеванского края, и Карсской области, и Западной Армении, и армянской Киликии, “очищенных от армян-гяуров” турецкими и азербайджанскими пантюркистами.
Панисламизм, особенно пантюркизм – идеология турок и турок-азербайджанцев, которая, в сущности, является расистской античеловеческой теорией, находящей применение независимо от государственного строя. Османская ли империя или Турецкая Республика, советский ли Азербайджан или Азербайджанская Республика – нет различия.
Панисламистские и пантюркистские планы Азербайджана в действии и в наши дни. В середине мая сего года на встрече с главой военного ведомства Литвы Линасом Линкявичусом министр обороны Азербайджана генерал- полковник Сафар Абиев заявил: “Армения должна всегда помнить: на что согласился Азербайджан вчера – сегодня и завтра он соглашаться не будет. Азербайджан не хочет иметь разделенное государство – я имею в виду Нахичеван, отрезанный от основных наших земель. Завтра этот вопрос будет поднят…” Поясню: министр обороны Азербайджана грозится оккупировать теперь и Зангезур – историческую часть Армении.
Эти слова вызвали шок даже у азербайджанских журналистов. “Не означает ли заявление Абиева, что Азербайджан намерен предъявить территориальные претензии к Армении?” – задается вопросом бакинская “525-ая газета”.
Г-н Юнусов вырывает из первоисточника те цитаты, которые ему необходимы, чтобы вбить клин между Россией и армянством – “армянскими меликами, которые в короткое время разобрали большую часть земельного фонда”. Если имеется в виду государственный земельный фонд, то как “казан, так и плов в нем”, недавно принадлежавший шахской Персии, стал принадлежать Российской империи, и она стала распоряжаться по своему усмотрению точно так же, как это делает любое государство, в т.ч. и Азербайджан.
Далее: “Царизм нуждался в активных проводниках колониальной политики – ими могли быть феодальные землевладельцы (эту фразу можно применить к любой точке Российской империи), а также, главным образом, армянская компрадорская буржуазия” (подчеркнуто мной – А.Д.). Какой пассаж! История армянского народа не знает подобного словосочетания.
Компрадоры – это часть буржуазии экономически отсталых стран, связанная преимущественно с иностранным капиталом и колонизаторами, зависимая от них в экономическом и политическом отношении, придерживающаяся проимпериалистической политики. (Краткий политический словарь. М., Политиздат. 1983 г.)
Повторяюсь: Российская империя XVIII – XIX вв. была единым государственным пространством, где никак не могли быть “армянские компрадоры”, ибо не было армянской государственности, так же как и азербайджанской, да и строй-то был не буржуазный, а феодальный.
Наконец, как же получилось, что армяне, “проводившие и ныне проводящие колониальную политику России в Закавказье”, оказались в самом обделенном, худшем положении? Республика Армения – это анклавное государство без выходов к морям и ныне заблокированное теми же единомышленниками в армянском вопросе – Турцией и Азербайджаном.
Автор статьи, надо отдать ему должное, очень тонко и искусно преподнес материал для читателя, не имеющего возможности ознакомиться с первоисточником, именно в апреле месяце, когда армяне всего мира отмечают 24 апреля – День памяти геноцида армян в 1915-1923 гг. в Турции. Он поливает армян ушатами турко- азербайджанской информационной грязи.
Статья Р. Юнусова лишь одна небольшая часть гигантской антиармянской пропаганды, которая проводится СМИ Азербайджана повседневно и особенно усиливается ко Дню памяти геноцида армян, когда подводятся итоги борьбы за признание геноцида Турцией.
Независимо ни от чего, борьба за признание геноцида армян 1915-1923 гг. в Турции продолжается. И не надо быть пророком, чтобы предсказать неизбежное – Турция признает Геноцид армян, и армяне вернутся на Армянское нагорье.
Именно этого боятся юнусовы, ибо тогда разрушатся планы по созданию никогда не существовавшего в истории человечества “Великого Азербайджана”.
Азербайджанская мудрость гласит: “Dalashanda barysmaga er sakhla” – “Когда дерешься, сохрани место для примирения”.

Арт. Дарян

От редакции: Очень хорошо, что автор закончил статью азербайджанской мудростью. Только в его позиции не заметно даже малой возможности для примирения. А мириться надо, хотя это не всегда приятно, также как неприятно мириться ирландцам-протестантам с ирландцами-католиками, сербам, боснийцам и хорватам, грекам-киприотам и туркам-киприотам, израильтянам и палестинцам. Но альтернатива миру всегда печальна. Для армян – это зависимость от России и Ирана, для азербайджанцев – это ориентация на Турцию и власть клана Алиевых. При этом господину Даряну хочется напомнить, что на русских штыках можно оторвать кусок земли от беззащитного, только обретшего независимость Азербайджана, но с Турцией, членом НАТО и союзником Израиля, такие шутки не пройдут. Хотя исторически Армения имеет права и на гору Арарат, и на озеро Ван, и на Карс и Эрзрум. Но если турки отдадут армянам, грекам и курдам то, что те считают, они должны отдавать, то где же будут жить сами турки, которых более 60 млн.? Ни одна страна в мире не способна принять такое количество беженцев. Так что предлагает господин Дарян? Перестрелять их, что ли? Но всё-таки спасибо ему за эту статью, ибо первый шаг к примирению состоит в том, чтобы оппонентам была дана возможность открыто высказать свою точку зрения.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ