«ПЕРВОМУ ИГРО...

«ПЕРВОМУ ИГРОКУ ПРИГОТОВИТЬСЯ»

34
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ПЕРВОМУ ИГРОКУ ПРИГОТОВИТЬСЯ» Ready Player One, США, 2018, 140 мин., 12+. Реж. Стивен Спилберг («Челюсти», «Список Шиндлера»); в рол.: Тай Шеридан (Парсифаль/Вэйд Воттс), Оливия Кук (Арт3мида/Саманта «Сэм» Кук), Бен Мендельсон (Нолан Сорренто), Лина Вэйт (Эйч /Хелен Харрис), Т.Дж.Миллер (I-RОk), Саймон Пегг (Куратор/Огден Морроу), Марк Райлэнс (Анорак/Джеймс Холлидей), Филип Зао (Сё/Цзоу), Вин Морисаки (Дайто /Тоширо), Ханна Джон-Кеймен (Ф’Нале Зандор)

Жанр. Фантастические приключения. Но, при желании можно высмотреть ироническо-сатирический контекст, а то и пародирование нынешних реалий.

Первоисточник. Фильм поставлен по одноимённому роману американца Эрнеста Клайна (род. 29.3.1972 г. в Эшленде, Огайо). Его любимая видеоигра аркадный платформер «Black Tiger», играющий заметную роль в сюжете романа. Участвуя в национальном слэм-турнире (1998), Эрнест познакомился с будущей женой поэтессой К. Эптович. В начале творческого пути проявлял себя поэтом. Первые фантастические произведения выкладывал в свободный доступ интернета. Постепенно на Клайна обратила внимание киноиндустрия. В 2008 году по его сюжету был снят фильм «Фанаты». Первый роман – «Первому игроку приготовиться» – окончен в 2010 году и еще до выхода книги на аукционе были приобретены права на экранизацию. За роман Клайн был удостоен премии «Прометей». За право на экранизацию его второго романа «Армада» (2015) получил гонорар на семизначную сумму. Ожидается выход книги, по которой снимут и сиквел «Второму игроку приготовиться».

Восприятие. На мой взгляд, у этого фильма более широкая потенциальная аудитория, чем может показаться на первый взгляд. И даже не обязательно глубоко погружаться в сюжет ленты и переживание за персонажей. Ведь в принципе не сложно понять, какие здесь использованы драматургическое клише, кто в итоге победит, а кто будет наказан. Однако лично мне, как давно не подростку и человеку, который отказался от компьютерных игр, как только почувствовал начальную форму зависимости, страшно интересно сопоставлять происходящее в «будущем» с имеющимися реалиями. Мне даже показалось, что автор попросту их передразнивает во внешне увлекательной форме. Так что я смотрел сие кино не в лоб, а как в том анекдоте, согласно которому, дороже, чем билет на порно, возможность рассматривать тех, кто им увлечен. Тем более, что и согласно сюжета картины, мы видим на экране то людей за игрой, то события внутри игры. И немедленно бросается в глаза, что Клайн (как минимум, в фильме) выносит за скобки истинные возможности своего же предположения о техническом развитии человечества. Иначе бы ему пришлось объяснять, почему прорывные технологии используются только для экстремальных развлечений? Они ведь вполне подходят, например, образованию. И школьникам да студентом не нужно было бы ходить в некое общее для всех помещение, а посещать занятия с помощью собственного аватара. Пригодились бы и для массы иных дел, начиная с переговорных процессов, а заканчивая секс-индустрией, которая точно бы здесь своего не упустила. Однако человечество, как это регулярно случается в кино (и нередко в них же после глобальных катастроф) начинает сходить с ума от какой-нибудь забавы. Это может быть приключенческое телешоу или же спортивное соревнование, но рейтинги у них непременно «сверхпутинские». Хотя в жизни чаще бывает, что массы «западают» на идеологические бредни, чем на явления индустрии развлечения. Впрочем, за этим декоративным фасадом можно рассмотреть и более сущностные вещи (интересные отнюдь не каждому зрителю). Так, в сюжете фильма очень легко прочитываются отсылки к нынешнему увлечению соцсетями (доведенными здесь до абсурда) и признанию в качестве гуру их создателей и вождей. Джобс и Цукерберг незримо присутствуют и здесь. Уже сегодня актуальна и борьба за свободный интернет. Не случайно, в начале фильма оговаривается, что глобальные проблемы человечества начались с дефицита сахара и низкой скорости интернета. Продвинутый зритель запросто сопоставит с действующими реалиями экранную борьбу первого виртуально-игрового проекта в мире со вторым. И увидит отнюдь не только конкурентное сражение капиталов (и как следствие – рекламного рынка, про который в ленте иронически говорится, что больше 80% виртуального пространства рекламой занимать нельзя – у пользователей начинаются конвульсии). Многим точно придет в голову ассоциация с российской фабрикой троллей (в фильме – шестерки мистера Сорренто), которая не только пытается влиять на выборы президента США, но и достает популярных оппозиционных блогеров, сбивая их рейтинги пачками дизлайков и негативных комментариев.

Ода поп-культуре. Выросшие в эпоху интернета не очень то и осознают, что еще сравнительно недавно для молодых людей, тем, чем сейчас являются айфоны, мессенджеры и социальные сети, были всевозможные явления поп-культуры. Во всем ее многообразии – от Голливуда до модельного бизнеса. Старшее поколение тогда тревожило не постоянное пребывание молодежи в Сети, а частое слушание очень громкой (и крайне неприятной для совсем взрослых) музыки, схождение с ума по кумиру, ритмичные и акробатические танцы, увлечение вечеринками или желанием стать поп-звездами или топ-моделями. Все это стало поводом для создателей данного фильма насытить его ткань явлениями поп-культуры рубежа XX-XXI веков. А юных зрителей, возможно и познакомить с ней. В звуковой дорожке звучат Prince, Bruce Springsteen, «Blondie», «Earth, Wind, Fire», «New Order», «Bee Gees», «Twisted Sister», «Van Halen». В сюжете много отсылок к культовым компьютерным играм, а также фильмам и их персонажам. От «Сияния», «Терминатора 2» и «Назад в будущее» до Фредди Крюгера и злобного Чаки. И даже напрямую к режиссерам Земекису, Хьюзу и т.д. Правда, не к Спилбергу, который, будучи важной составной частью именно той культуры, решил избегнуть возможных упреков в тщеславии и «забыл» про свое наследие.

А что еще? Перед тем, как посмотреть сие кино, я подумал, а без чего не может обойтись технофантастика? Разумеется, и вы догадались – обязаны быть любовь и … каратэ. А вот экранные дроны для будущего выглядят дремучими. Как наказание за долги ручным трудом.

О чем речь. События происходят в 2045 году, когда инфраструктура нашего мира выглядит на порядок хуже «нашенской», но электорат это мало интересует. Людям из завтра куда важнее вволю наиграться. Тем более, что еда видимо сваливается с неба, а погода всегда хорошая. Если все так, то я моих будущих коллег по планете понимаю. Как говорится в фильме – «реальность отстой» в сравнении с многопользовательской онлайн-игрой ОАЗИС, в который каждый игрок ограничен лишь степенью собственного воображения. Так что если человек возле тебя дергает конечностями аки ненормальный, это означает, что его сознание пребывает в виртуальном мире, где в основном (если я правильно понял) занимаются экстримом да насилием. Ибо забравшихся в иную реальность, дабы, например, вырастить диковинные цветы, не заметил. Но создатель этого предприятия – гениальный Джеймс Холлидей наивно считает свою затею исключительно благородной, поэтому огородил ее от заполнения рекламой и придумал, как после ухода из жизни дать детищу новый толчок и передать в толковые руки. Таким образом сложился главный движущий мотив ленты – борьба массы одиночек и групп, а также мощной корпорации за право владеть ОАЗИСом. Сия битва ведется и в реальном, и в виртуальном мирах. Причем союзники в одном из них, могут быть незнакомы в другом. Важнее, что мысли это не помеха… Да и для зрелищности фильма это плюс.

Прочая информация. Сосценарист Зак Пенн («Мстители»). Три номинации на премии MTV, включая за лучший поцелуй. Относительно компьютерной графики Спилберг заявил: «Это самый сложный фильм, который я поставил со времён «Спасти рядового Райана». Натурные съёмки проводились британских в Бирмингеме и Лондоне. Сборы в США $135,4 млн. Сборы в остальном мире $441,6 млн. Бюджет $175 млн.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ