ПИСАТЕЛЬ СИДН...

ПИСАТЕЛЬ СИДНИ ШЕЛДОН

126
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Sidney Sheldon ПИСАТЕЛЬ СИДНИ ШЕЛДОН«Если бы я не стал признанным писателем, я бы стал писателем непризнанным, но все равно бы писал» – так заявил в одном из своих многочисленных интервью знаменитый американский писатель и сценарист Сидни Шелдон. Ныне отмечаются две календарные даты – столетие со дня рождения и десятилетие со времени смерти плодовитого и востребованного автора, признавшегося, что на писательство он был обречен волей судьбы. Будущий «Мистер блокбастер», как стали называть его в зените литературной славы, появился на свет 11 февраля 1917 года в Чикаго, в семье ювелира Ашера Шехтеля и его супруги Натальи Маркус (Лид), родом из Одессы, откуда еврейские родители мальчика, которому дали имя Сидни (Сидней), бежали, спасаясь от антисемитских погромов. Профессиональные занятия отца у юного отпрыска особого интереса не вызвали, зато ему передалась материнская любовь к чтению, и в нем рано пробудились литературные способности. Когда другие детишки читали вслух перед родителями заученные ими поэтические произведения классиков, Сидни уже сочинял стихи сам, а в десятилетнем возрасте впервые опубликовался, получив денежное вознаграждение – целых 5 долларов.

Период Великой Депрессии в США оказался для семьи Шехтелей крайне тяжелым: родители трудились из последних сил, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, и Сидни принимался за любую работу, какая только подворачивалась. В надежде найти источник постоянного заработка, парень, когда ему исполнилось 17 лет, решил отправиться в Голливуд и предложить свои услуги в качестве сценариста. А до этого решения он, как сообщают его биографы, подумывал о самоубийстве, но принял наставление отца: «Каждый день жизни – это новая страница в книге. И она может быть полна сюрпризов. Пока не перевернешь ее, не будешь знать, что будет дальше. Если ты закроешь свою книгу сейчас, то не узнаешь, что случится завтра, потому что эту страницу ты должен написать сам». Покорить Голливуд стремились многие, но мало кому это удавалось. «Родителям я обещал вернуться через три недели, если не найду работу – рассказывал впоследствии Шелдон. – Я побывал у ворот восьми крупных киностудий, повторяя охранникам одно и то же: “Готов писать сценарии. С кем я могу поговорить?” Ответы, которые я слышал, не отличались разнообразием: “Ни с кем!” Узнав, что вечно занятым продюсерам требуются “читатели сценариев”, я написал “синопсис” к роману Джона Стейнбека “О мышах и людях” и послал на все студии. Через три дня я получил работу на «Universal Studios» за 17 долларов в неделю. В свободное время, вместе с напарником Беном Робертсом, мы сочиняли и пытались продать наши собственные сценарии. Мы написали их четыре, и только на пятый раз нам повезло”. Уместно объяснить значение термина «синопсис». По отношению к литературному произведению, это краткое изложение содержания, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях.

Первые самостоятельные заработки окрыляют любого юношу. Но Сидни понимал: помимо способностей, необходимы еще и знания, а без образования трудно взлететь высоко. Он окончил среднюю школу, затем поступил в Северо-Западный университет Иллинойса, и уже вскоре стал признанным драматургом студенческой театральной группы, выступавшей время от времени со своими постановками в зале учебного заведения. В 1937 году Шелдон перебрался в Голливуд, где начал работать редактором, а также сочинять сценарии для фильмов с низкими бюджетами, не требовавшими, скажем об этом так, «широкого размаха крыльев». Ну, а потом грянула Вторая Мировая война, и каждый гражданин Америки обязан был выполнить свой патриотический долг. Сидни был призван на службу в авиацию и прошел обучение на пилота. Но участия в боевых действиях ему принять не довелось: его подразделение вскоре расформировали, и личный состав был демобилизован. Случалось тогда и такое. Творческую деятельность Шелдон продолжил в Нью-Йорке, в городе больших возможностей. Он начал писать мюзиклы для театральных постановок на Бродвее, а также сценарии для киностудий «Метро Голден Майер» и «Парамаунт Пикчерз». Над каждым из текстов Сидни работал с максимальной тщательностью, по нескольку раз переписывая рукописи, которые бы иные, на его месте, спешили сдать заказчикам. Зато и результат, в его случае, оказывался соответствующим, прибавляя авторитета.

В 1947, обретя надежную точку опоры, Шелдон почувствовал: пора с созданного им плацдарма снова штурмовать Голливуд. И Сидни приступил к штурму, отправившись в уже знакомый ему, но, во многом, изменившийся за прошедшие годы, центр мировой киноиндустрии. Впрочем, и сам Шелдон был уже другим. Удача явно сопутствовала ему: в том же году на экраны вышла снятая режиссером Ирвингом Рейсом по его сценарию комедия «Холостяк и девочка» – о взаимоотношениях плейбоя, модного художника и без памяти влюбившейся в него несовершеннолетней девицы-подростка. В фильме снимались тогдашние звезды Кэрри Грант и Ширли Темпл. Картина имела большой успех, а Шелдон в номинации «За лучший сценарий» был награжден премией «The Academy Awards» (впоследствии переименованной в «Оскара»). Из-под пера Сидни вышел еще десяток весьма успешных киносценариев. Что называется, фонтанируя идеями, Шелдон продолжал создавать и мюзиклы. Бродвейская постановка «Рыжая» принесла Сидни в 1960-м году премию «Тони» – «Antoinette Perry Award for Excellence in Theatre», ежегодно присуждаемую за достижения в области американского театра, включая и театр музыкальный.

В культовом фильме «Москва слезам не верит», если вспомнить, один из героев экранного повествования, начинающегося в конце 50-х годов прошлого века, – Рудольф, претендуя на роль пророка, убежденно заявляет: «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни газет, – одно сплошное телевидение». Широкие возможности для творчества, открывшиеся в тот период развитием телевизионного вещания, привлекли внимание и Сидни Шелдона. В начале шестидесятых он начал писать сценарии для телесериалов – в жанре «ситкома» (англ: sitcom – situation comedy) – «ситуационной комедии», с одними и теми же главными героями и не меняющимся местом действия. Жанр этот появился сначала на американских радиоканалах, а затем благополучно перекочевал на телевидение, где пышно расцвел, хотя и принял строго определенный временной формат: каждая серия – в пределах 20-30 минут. С 1963 по 1965 год Сидни работал над проектом «Шоу Пэтти Дюка», далее – выступил в роли сценариста фантастического сериала «Я мечтаю о Дженни», который транслировался с 1965 по 1970 год. Работа Шелдона по созданию «ситкомов» была номинирована на премию «Эмми», которая, как известно, является телевизионным эквивалентом самой престижной кинопремии «Оскар».

Сотрудничество с телевизионными компаниями было для Шелдона увлекательным, но ввиду необходимости сдавать сценарии в строго определенные сроки, с годами работа эта становилась все более обременительной, и Сидни решил попробовать свои силы в новом для себя жанре – романа. Первое же, написанное им произведение – «Без маски» вышло в свет в 1970 году и принесло автору премию Эдгара По в номинации «За лучший дебютный роман». За год была продана 21 тысяча экземпляров этой книги в твердой обложке и более трех миллионов книг карманного формата. Следующее творение Шелдона-романиста «Оборотная сторона полуночи», стало бесспорным бестселлером № 1 по версии газеты «Нью-Йорк Таймс», по итогам читательского опроса. Продолжая еще сочинять телесценарии, Сидни все больше переключался на романы, которые держали почитателей его творчества в атмосфере нарастающей напряженности. Сюжетную линию он выстраивал так, чтобы, дойдя до конца одной главы, каждому хотелось бы немедленно перейти к следующей, и так, на одном дыхании – до последней страницы. Рецепт успеха его творений был довольно прост: детективная интрига, симпатичные герои и особенно героини, неожиданные повороты. Важной отличительной чертой романов Шелдона следует считать полную достоверность деталей. Всем было известно: если Сидни упоминает о каком-либо блюде в ресторане, то можно не сомневаться: он в заведении этом побывал лично, и блюдо, «преподносимое» читателям, отведал сам, в каком бы уголке мира упомянутый писателем ресторан ни находился. Что же касается особой симпатии к героиням, которую можно ощутить во многих романах Шелдона, то по данному поводу он давал следующее объяснение: «Мужчины мало уважают женщин. И я думаю, настало время изменить сложившуюся ситуацию. Я люблю женщин и мне ненавистен ярлык “глупая блондинка”. Если блондинистая леди хороша собой, то это ещё не значит, что она тупая. Я показываю способных женщин, не уступающих мужчинам по своим деловым качествам, но и не забывающих о своей женственности. Моя мать была таковой – видной из себя женщиной, хотя трудилась всю свою сознательную жизнь». Читательницы нередко забрасывали Шелдона просьбами, а то и требованиями изменить судьбы героев, и он зачастую не отказывал им в праве на счастливый исход драм и воскрешал одну из своих литературных жертв при экранизации книг, становясь, своего рода, «дамским угодником». Немалое число написанных Сидни страниц посвящено распутыванию – ниточка за ниточкой – загадочных преступлений. В данной связи писатель заявлял: «Мои предки – из России, наверное, поэтому я вижу и чувствую драму. Мои романы, в которых я описываю злодеяния, помогают мне бороться с враждебностью. У меня есть теория: если бы в мире не было писателей, восстающих против правонарушений, то было бы значительно больше убийц, насильников и поджигателей». Описывая деятельность агентов спецслужб в разных странах и их противоборство, а также выводя из тени, в качестве персонажей, «серых кардиналов» – опасных заговорщиков, являющихся вторыми лицами в разведцентрах и ведомствах, Шелдон непременно консультировался с руководителями ЦРУ и посещал места, где разворачивались события в связанных с этой тематикой, его произведениях. Неутомимый автор создал 20 романов, лучшими из которых считаются «Оборотная сторона полуночи», «Мельницы богов», «Расколотые сны». Последний роман Шелдона «Ты боишься темноты?» был опубликован в 2004 году. В том же году вышла и его автобиографическая книга «Обратная сторона успеха» – она была раскуплена столь же быстро, как практически все художественные произведения Сидни. О том, как работал писатель над своими творениями, можно судить по фактам из его биографии: он диктовал каждую книгу секретарю, и когда рукопись достигала полутора-двух тысяч страниц, то он садился ее переписывать и нередко проделывал это полтора десятка раз. На один том у него уходил, в среднем, год. Как-то в доме Шелдона произошел большой пожар. Прибывшие спасатели велели в срочном порядке выносить все самое ценное. Шелдон, в первую очередь, вынес ручки и блокноты: “Я не мог и представить себе, что проведу несколько дней, не имея возможности писать”. Этим сказано многое.

О взглядах Сидни свидетельствуют его ответы в одном из примечательных блиц- интервью:

– Ваш любимый исторический персонаж?

– Авраам Линкольн. Он был исполнен глубокого сострадания к людям, и считал, что они созданы равными и свободными.

– Ваш любимый герой из числа реальных персон, ныне здравствующих?

– Далай Лама. Он старается сделать этот мир лучше.

– Ваш любимый литературный персонаж?

– Аттикус Финч (из романа Харпер Ли “Убить пересмешника”). Он принципиален и бесстрашен.

Отвечая на вопрос о том, что происходит ныне в Голливуде, Шелдон указывал: «Сегодня у студий одна цель – заработать больше денег, а надо, чтобы они стремились снимать хорошие фильмы. Мы-то снимали! То, что они сейчас выпускают, ужасно!» А вот – откровения Сидни относительно путей, по которым идут к славе начинающие киноактрисы: «Когда я был продюсером, они приходили в мой офис и говорили: “Я сделаю все, что угодно, чтобы оказаться в вашей картине”. Одни женщины открыто предлагали себя. Другие действительно были готовы хорошо работать… Все это продолжается. Может быть, не в таких масштабах, как раньше… Я видел много людей, человеческих судеб, сломанных шоу-бизнесом. Голливуд – самый безжалостный город в мире, но и самый возбуждающий!»

В жизни самого Сидни женщины заняли, можно сказать, скромное место. Он был женат три раза. Его первый брак с Джейн Хардинг продолжался с 1945 по 1948 год и окончился разводом. В тридцатилетнем союзе писателя с актрисой Джорджи Картрайт родилась дочь Мэри, также ставшая писательницей. После смерти жены, в 1985 Шелдон женился на актрисе и дизайнере Александре Костофф. Писатель скончался от пневмонии на своем ранчо в Калифорнии в январе 2007 года, не дожив двух недель до 90-летнего юбилея.

Многие называли литературную его продукцию «чтивом», скроенным по одной и той же мерке. В то же время, его романы разошлись по всему миру тиражом 300 миллионов экземпляров, по его книгам снято 25 полнометражных фильмов и поставлено шесть пьес на Бродвее – завидная статистика! Кроме того, его имя присутствует в Книге рекордов Гиннеса – как самого «переводимого» автора в мире. С последней из своих спутниц Шелдон побывал в 91 стране, и супруга, которая была на 26 лет моложе его, собственноручно сфотографировала все места, которые Сидни описал в созданных им романах. Как-то репортеры поинтересовались у Шелдона о его жизненном кредо.

– Постараться уйти из этого мира, сделав его лучше, чем он был при твоем рождении.

Стал ли наш мир лучше усилиями Сидни, – сказать трудно. Но он, безусловно, старался, удостоившись за заслуги перед литературой, кинематографом, а также и перед всеми нами, кому адресовано его творческое наследие, неугасимой именной звезды на голливудской аллее Славы.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ