«ПОДБРОСЫ»

«ПОДБРОСЫ»

9
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ПОДБРОСЫ» Jumpman/ Casse-cou, Россия – Литва – Ирландия – Франция, 2018, 88 мин., R. Реж.-сцен. Иван Твердовский («Зоология»); в рол.: Денис Власенко (Денис), Анна Слю (Оксана), Данил Стеклов (ДПСник), Павел Чинарёв (прокурор), Вильма Кутавичюте (адвокат), Александра Урсуляк (судья), Максим Виторган (неудавшаяся жертва), Наталья Павленкова (мать ДПСника, врач), Полина Райкина

Жанр. Психологическая криминальная драма, которую можно назвать и арт-триллером.

Выбор/персона/первоисточник. По канонам профессии – возраст режиссера И. Твердовского (род.29.12.1988 г. в Москве) почти «младенческий», между тем, он уже опытный мастер, фильмы которого ждут. Это можно понять и по тому факту, что в «Подбросах» пожелали принять участие и европейские структуры, и даже Ирландия. Сам Иван, почти случайно 4 года назад переключившийся с документального кино на игровое, воспринимает такое внимание с желанием развить успех. По творческой жизни он идет своей дорогой, без опоры на модный литературный первоисточник, звездных артистов и харизматичных продюсеров, которые сами решат, что для фильма хорошо. Он гордится принадлежностью к авторскому кино и не стремится в более массовые форматы. Притом, что его фильмы и не заумны, и не вычурны, зато с явным ощущением собственного стиля, что часто отпугивает широкого зрителя. Но я бы их порекомендовал любому из них. Как предыдущие – «Класс коррекции» (см. «Кинопанораму» от 20.11.2014) и «Зоология» (см. «Кинопанораму» от 25.02.2017), так и нынешний. Хотя «Подбросы» при всей остросюжетности, все же акцентируются на психологии, ассоциациях, подтекстах, а не на собственно действии. А это вынуждает зрителя по ходу просмотра думать, а то и заочно оппонировать, что не всем по душе. Все фильмы Твердовский поставил по собственным оригинальным сценариям. «Я боюсь экранизаций, потому что, используя какой-то литературный материал, изначально себе подрезаешь крылья» – говорил Иван. Правда, в «Подбросах» используются и реальные факты, подчерпнутые при сьемке документального фильма о полиции. Многое тогда настолько впечатлило юного режиссера, что он решил по его же выражению – «действительность осмыслить выше, на уровне пространства художественного кино». И еще важное высказывание Твердовского для понимания его картин: «Для меня кинематограф – предмет культуры, а не кинобизнеса. Если хочется заработать денег – есть масса других профессий, менее рискованных».

О чем речь. Согласитесь «подбросы» – довольно странное слово, редко употребляемое, напоминающее жаргонное или слэнговое, например из мира спорта. Согласно словарю Даля – это действие по значению глагола подбросить. Иначе говоря – бросать вверх. Пример – мяч. Хотя можно подбросить и улики, и бюллетени на выборах (хотя это называют вбросом). Но в фильме все заходит еще дальше, ведь подбросы осуществляются … человеком. И это вовсе не аллегория, а формат криминального бизнеса. Хотя поначалу кажется, что название ленты связано с тем, что непутевая мать подбрасывает ненужного ей сына младенцем в детский дом. И явно не ведая, что у того редкостное заболевание – врожденная анальгезия, главный симптом которой – низкая болевая чувствительность. Конечно, в какие-то жизненные моменты – это большой плюс, но вообще-то – опасность для жизни. Используя этот диагноз, Твердовский мог бы украсить фильм жуткими физиологическими проявлениями. Однако все сводится к странной интернетовской коллективной забаве – подвергать уже юношу Дениса испытанию, напоминающего пытку, к счастью – не слишком страшному, но все равно впечатляющему. Но зато дающему понять, сколь радостно должно быть Денису, что его находит и увозит с собой еще молодая и красивая мать. Что побудило Оксану – проснувшиеся чувства или же некий корыстный мотив – не ясно только некоторое время, которое для 16-летнего Дениса, конечно же, счастливое. У них складывается столь радостная идиллия, что можно принять за влюбленную пару. Впрочем, долго так продолжаться не могло. Ведь Денису, одновременно и сильному, и хрупкому человеку, прописана важнейшая роль в серии криминальных афер. А исполняет ее команда мошенников-коррупционеров, в которую входят и правоохранители, и медики… Но суть действа лучше узнать из просмотра «Подбросов» или же попросту догадаться исходя из вводных условий. Добавлю к этому лишь цитату их фильма: «Люди делятся на тех, кого подбрасывают и кто подбрасывает. Первых – миллионы». Мне понравилось мнение критика, назвавшего данный фильм клубком «жирных» метафор. Из массы литературных ассоциаций, которых вызвали у меня «Подбросы», назову, как очевидные – «Человек, который смеется» по В.Гюго и «Кэрри» по С.Кингу. По киностилистике «Подбросы», на мой взгляд, близки картинам А.Звягинцева. Включая и присущий им сатирический посыл, обличающий негативные реалии современной России. В редкой негативной рецензии «Подбросы» названы «амбициозной, но чересчур прямолинейной драмой одного из самых многообещающих молодых российских режиссеров». В принципе, согласен и с этим мнением.

Производство. 30% затрат на фильм выделил Минкульт РФ. 25 съемочных смен проводились ночью. А всего на создание картины ушло 26 месяцев. Согласно замыслу, у Дениса была и любовная линия, ее даже сняли, однако она настолько не клеилась с остальным сюжетом, что плод 10 дней труда ушел в корзину. Весьма сложную главную роль исполнил дебютант – 19-летний студент ВГИКа (мастерская С. Соловьёва) – Д. Власенко (18 декабря его день рождения), который первым пришел на пробы и в итоге добился своего. Музыка Кирилла Рихтера («Черновик»). Продюсер Н.Мокрицкая («Юрьев день»). Особое упоминание на МКФ в Карловых Варах. Премии «Кинотавра»: 37-летняя А.Слю («Огни притона») и съемки Дениса Аларкона Рамиреса («Тайна перевала Дятлова»), сына знаменитого в СССР чилийского режиссера С.Аларкона («Ночь над Чили»). Специальный приз за режиссуру на МКФ молодых режиссеров Восточной Европы в Коттбусе. Участие в МКФ в Чикаго и Хайфе.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ