«РОМА»/ «РИМ»...

«РОМА»/ «РИМ»

1
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«РОМА»/ «РИМ» Roma, Мексика – США, 2018, 135 мин., R. Реж.-сцен. Альфонсо Куарон («И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана»); в рол.: Ялитса Апарисио (Клео), Марина де Тавира (София), Фернандо Гредиага (Антонио), Хорхе Антонио Герреро (Фермин), Марко Граф (Пепе), Даниэла Демеса (Софи), Нэнси Гарсия (Адела), Латин Ловер (проф. Совек)

Жанр. Автобиографическая семейная ретро-драма.

Первоисточник/ Производство. Прославленный А.Куарон (род.28.11.1961 г.) не просто реализовал собственный сценарий, а еще и про самого себя с родными и близкими. К этому проекту он подбирался долго, фактически с начала карьеры в кино. Вслух заговорил о нем в 2006-м, а фактически занялся им десять лет спустя. И настолько тщательно, что с «Гравитации», принесшей Куарону два персональных «Оскара» – прошло 5 лет. И точно не понапрасну. «Рома» вовсю собирает урожай регалий и восторженных комплиментов. Автору же важнее, что «Рома» – первый фильм, которым он смог полностью передать то, что хотел и как хотел». В основе сюжета – история вполне обеспеченной семьи, проживающей в районе Мехико под названием «Colonia Roma». Он возник к западу от исторического центра города в начале ХХ века. Сначала, как элитный, со временем – для среднего класса. Деградацию усилило землетрясение 1985 года. Ныне же – это эпицентр хипстерской субкультуры. В фильме же мы наблюдаем события начала 70-х, в которые вкраплены трагические обстоятельства студенческих беспорядков во время католического праздника 10 июня 1971 года. Впрочем, во главе угла сугубо домашние события. Причем, согласно признанию Куарона, 90% сцен «Рима» он выудил из собственной памяти. А посвящен фильм Libo, реальной прислуге, которая и сегодня – часть семьи. В картине ее, правда, зовут Клео. Добиваясь художественной правды, Куарон собрал 70% реальной семейной мебели, ныне разбросанной по разным местам. Всякая сцена снята или на месте изображаемых событиях, или в максимально приближенных к ним декорациях (отнюдь не отказываясь и от искусной компьютерной графики). И появляющиеся в кадре самолеты связаны с тем, что так было и в жизни. В этой и многих других визуальных деталях заключены и глубокие метафоры. Именно они помогают, выражаясь словами Куарона, вникнуть в «исследование социальной иерархии Мексики и, одновременно, в интимный портрет женщин, которые вырастили меня». И поэтому, если, например, присмотреться к сценам с прибытием отца домой в автомобиле, манере его езды внутри дворика, реакции домашних (в стиле «Король прибыл»), то можно заметить массу интересного. Сценарий фильма невероятно подробен (включая звуки) и плотен. Однако актерам это не помогало в подготовке к съемкам. Ведь только автору был доступен весь сценарий. Актеры получали указания перед каждым съемочным днем. Таким образом «моделировались» настоящие эмоции, усиливающиеся еще тем, что инструкции отдельному лицедею не всегда совпадали с общим трендом, дабы вызвать смятение и столь любимый Куароном хаос, который, по его мнению, ближе всего к реальной жизни. Не знаю, упростил или, наоборот, усложнил себе задачу Альфонсо, но, не совпав графиками со своим любимым и прославленным оператором Э.Любецким («Гравитация»), он снял фильм сам. Причем, нередко умышленно нарушая каноны этого ремесла, например, хронически не совпадая по темпу с актерами. К тому же, работая в черно-белой гамме. И исключительно изысканно. Взять к примеру, с одной стороны – простую, но с другой – завораживающую сцену, в ходе которой Клео, всего лишь, проходит по дому, выключая на ночь свет, либо включая ночной – она потребовала 45-ти позиций камеры. Упомяну также, что сцена родов была снята лишь раз, ибо врачи и медсестры были реальными. В иных случаях, зрителю нужно еще и высмотреть нечто интересное. Режиссер отнюдь не всегда фиксирует внимание, даже на главной героине. Как в массовой сцене с тренирующимися бойцами, в которой лишь беременной Клео удается выполнить один из трюков. Кстати, в фильме есть и подсказки относительно развития событий, правда, считывать их непросто.

Фраза фильма. «Чем бы голову мужчины не морочили, мы женщины всегда одни». И не потому, что она тотально справедлива, а из-за того, что именно так складываются судьбы главных героинь картины: хозяйки большого дома, матери четырех детей и одной из двоих служанок.

Восприятие. Из событий «Ромы» можно было бы склепать несколько южноамериканских сериалов, однако, в фильме совсем нет «мыльного» привкуса. Зато есть ощущение волшебства, возникающего при просмотре, например, лучших фильмов Ф.Феллини. В «Риме» совсем нет попыток «взять зрителя» заумью или эпатажем, однако смотреть его адекватно вполглаза, не растрачивая души – пустое дело. Наоборот, быстро приловчившись к авторской манере, невольно начинаешь обращать внимание на обилие пластов и смыслов. Даже если на экране масштабная массовая сцена. Есть и такие нюансы, которые можно считать открытыми житейскими уроками. А начинается и заканчивается это кино со сцен отмывания пола внутреннего дворика от … собачьего дерьма. Это плод «стараний» бестолкового, но бодрого песика Борраса, которого поминают в фильме не меньше, чем центральных персонажей. Он словно некий камертон, которого помнят даже в кризисные моменты. А их в фильме немного и переносятся они весьма достойно, что почти неформат. Еще хочется обратить внимание на то, что весьма важные, отнюдь не фоновые роли детей не требуют «сюсюкания» и присказок вроде «и надо же». Все настолько естественно, словно в домашней хронике. Обо всем этом вспоминаешь уже после просмотра, что тоже ценно…

Звезда фильма. Куарон давно привык работать с топ-актерами, но здесь вывел на первый план любительницу. Несмотря на то, что роль его няни Либории весьма сложна. Альфонсо был готов объехать всю Мексику в поисках Клео, но нашел в родном штате в лице Ялитсы Апарисио (род.11.12.1993 г.), которая вовсе не грезила кино и не видела лент Куарона. Зато она уже выучилась на преподавателя дошкольного образования и прекрасно ладит с детьми. Клео познакомилась с Либо, однако им категорически не разрешалось затрагивать события, которые освещены в «Роме». Ялитсу воспитала мать-одиночка, работавшая горничной. Ее родители – миштеки (один из высокоразвитых народов доколумбовой культуры индейцев Америки), язык которых звучит в «Роме». Как и ее персонаж, Ялитса не умеет плавать.

Прочая информация. “Рома” – это еще и испанское «Amor» (любовь), но задом наперед. Съемки проводились в Мехико и окрестностях. Во время их проведения группа была ограблена, были раненые и попытка забастовки. Об инциденте активно сообщали СМИ. Изначально фильм планировался к кинопрокату, однако затем права на распространение приобрела компания Netflix, предпочитающая потоковые мультимедиа. Однако, ради участия в Каннском фестивале и борьбы за «Оскар», она пошла на уступки, ограниченно показав ленту и на большом экране. Номинации на «Золотой глобус»: фильм, режиссура и сценарий. Фильм выдвинут на «Оскар» от Мексики. Гран-при МКФ в Венеции (и премия SIGNIS). Приз зрительских симпатий в Сан-Себастьяне. Премия «Bronze Frog» за съемки. Три номинаций на «Golden Satellite». Бюджет $15 млн.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ