ЧТО МИРУ МЫ и...

ЧТО МИРУ МЫ и ЧТО НАМ МИР

ПОДЕЛИТЬСЯ

(Продолжение. Начало в #547)

ВЫЕЗД НА ПРИРОДУ

Конечно, каждый человек, попадая в другую страну, интересуется вполне определенными вещами: историей, архитектурой, культурой, обычаями, природой.

Эта глава посвящена природе, или говоря по-научному, флоре и фауне стран, в которых мы побывали. В некоторые из них мы поехали именно ради природы. И тут на первом месте, конечно, страны Южной Африки. Собираясь туда, мы даже изменили первоначальный маршрут: отказались от сравнительно долгого пребывания в ЮАРовском аналоге Лас-Вегаса – городке Сан-сити – в пользу Национального парка Пиланесберг, сравнительно недалеко от Йоханнесбурга, известного своим громадным количеством экзотических диких обитателей.

Впрочем, по порядку. Двумя рейсами британской и южноафриканской авиакомпаний мы прилетели в Йоханнесбург и тут же улетели в Викторию-фолс. Это сравнительно небольшой город уже в Зимбабве. Понятно, что основной целью нашего трехдневного пребывания в этом городе был водопад Виктория. Разместились в большом, вполне комфортабельном отеле, в котором номера расположены двумя-тремя этажами вокруг большой зеленой площадки с бассейном и озерцом внутри. Нас сразу же предупредили: в озерце живут крокодилы, окна и балконные двери номеров открытыми не оставлять, чтобы обезьяны, обитающие на площадке, не смогли забраться в номера.

Немного отдохнув, мы поехали на круиз по реке Замбези. Это оказалось в нескольких минутах езды. Небольшой катамаран уже ждал нас, на катамаране – палуба, на ней столы и стулья, разнесли вино, пиво, легкие закуски. Но самое главное – это, конечно, река! Мы все с детства знали ее название, но мало кто предполагал, что однажды поплывет по ней. Богатая растительность по берегам, слон в кустах, какие-то птицы… Закат над рекой был великолепен. Но, потом оказалось, что это был первый…

Назавтра с утра поехали на водопад. Водопад образовался в месте, где Замбези резко падает в узкую (примерно 120 м шириной) расщелину, вырезанную водой в разломе земной коры. Многочисленные островки на гребне делят водопад, формируя протоки. С течением времени водопад отступал вверх по течению, прогрызая себе все новые и новые расщелины. Эти расщелины теперь образуют зигзагообразное русло реки с отвесными стенами.

Водопад чрезвычайно широк, приблизительно 1800 м. Водопад Виктория примерно в 2 раза выше Ниагарского водопада и более чем вдвое шире его главной части («Подковы»). Падающая вода образует брызги и туман. Этот туман виден на расстоянии до 50 км.

В сезон засухи водопад сокращается до нескольких узких струек, брызги и туман почти отсутствуют. В это время можно изучать глубины ущелья, обычно залитые водой. Мы были в середине сентября, не в максимум, но вода еще везде была в подобающих количествах. Для читателя, который, быть может, запутался что-где-когда, напомню, что Зимбабве и водопад Виктория находятся к югу от экватора, т.е. самое зимнее время там в июне-августе.

Водопад этот входит в тройку самых больших и красивых на Земле. Для меня – это был третий, который я посетил. На первом месте по красоте и величию я бы поставил водопад Игуасу, что между Бразилией и Аргентиной, на втором – Виктория, на третьем – Ниагарский, между США и Канадой. Конечно, кто-то другой, кто тоже побывал на всех трех, может сделать другую расстановку мест.

Вход в парк, в котором находится водопад Виктория, оказался буквально за территорией нашей гостиницы. Неширокие бетонные дорожки ведут нас вдоль реки, останавливая в местах наиболее интересных для осмотра. Там построены специальные смотровые площадки. На одной из таких площадок установлен памятник шотландскому путешественнику, исследователю Африки Дэвиду Ливингстону.

Это он, шедший во главе экспедиции в 1855 г., первым из европейцев увидел водопад и назвал его именем английской королевы Виктории. На постаменте памятника написан девиз Ливингстона: «Христианство, торговля и цивилизация» («Christianity, Commerce and Civilization»). Мы начали наше движение, когда еще было прохладно, а закончили уже почти в жару, когда, ”наевшись” ошеломляющими, беспрерывно меняющимися видами, уже сами хотели в воду и прохладу.

Поднявшись по тропинке на верхнюю точку водопада, на противоположном берегу (а это – другая страна – Замбия) мы вдруг увидели людей, которые находились у самой береговой кромки, где был высокий обрыв. Оказалось, что там была естественная выемка, называемая Купелью Дьявола. С сентября по декабрь, когда уровень воды низок, течение в Купели Дьявола относительно слабое, и туристы-экстремалы плавают в ней в нескольких метрах от обрыва. Летом там воды вообще нет.

Мы оказались там именно в сентябре! Ну как же не посчитать себя экстремалом! Примерно две трети нашей группы осмелились. Так получилось, что возможность там искупаться оказалась для нас только на третий день, в середине которого мы уже должны были покинуть Зимбабве.

Для меня Замбия была страной, в которой я давно мечтал побывать. Где-то в начале 80-х годов, во время моей жизни в Израиле один тогда популярный композитор написал песню в стиле рока. В качестве припева там была строчка ”Ани роце леЗамбия – Я хочу в Замбию”. Почему в Замбию, никто не знал, мало кто вообще знал, где эта Замбия находится. Но долгое время весь Израиль распевал: ”Ани роце леЗамбия!” Ну как я мог не заехать в эту страну?!

Встать пришлось рано утром, еще в темноте. Быстро доехали до границы, быстро вышли из Зимбабве, быстро вошли в Замбию, заплатив по $20 за визу, и въехали на остров Ливингстон, с которого можно пройти к Купели. При входе в парк Моси-ао-Тунья разделились на две группы, ибо проводники в Купель дьявола могут сопровождать не более 7-8 чел. Первая группа, которая должна была лететь на час раньше нас, пошла первой. А мы решили посмотреть одну из курортных гостиниц, которыми славится о. Ливингстон. При въезде в неё мы увидели небольшую площадку, по которой спокойно гуляли зебры и жирафы – первые в нашем африканском путешествии. Гостиница оказалась очень элегантной и красивой, особенно туалеты, облицованные расписными изразцовыми плитками.

Выпив кофе, которым славится резорт, вышли прогуляться. И вдруг увидели служащего, который, как мне показалось, стрелял из рогатки. Подойдя поближе, действительно увидел в его руках огромную рогатку, и он действительно стрелял. Спросил, оказывается, стрелял по обезьянам, которых и на этом курорте было великое множество и которые тоже пытались проникнуть в номера.

Но пора было идти в Купель. Перед этим заполнили и подписали анкету, в которой заявляли, что, если с нами что-то случится, администрация парка ответственности не несет. В принципе, к Купели можно добраться на лодке по одному из небольших протоков Замбези. Поэтому пошли пешком: мы и два проводника. Вначале по камням по суше, потом по камням по воде. Специальными тапочками, чтобы не поранить ноги, мы запаслись еще дома. Шли довольно долго и оказались на берегу реки, около небольшой палатки. Там разделись, оставались только в купальниках и тапочках, и пошли к Купели: по камням, иногда держась за специальные канаты. В Купель попадали уже вплавь.

Но стоило! Ох, как стоило! Сантиметров 30 каменной стенки отделяло нас от обрыва с высотой более 100 м, где текла вода. По ту сторону, которого на нас с удивлением смотрели люди, как мы пару дней назад. Наши проводники, с легкостью передвигаясь по Купели, становясь на перегородку, фотографировали нас со всех сторон, вместе и порознь. А мы позировали, гордые и счастливые!!! И в это время над Купелью появилась радуга в виде огромной дуги, Опираясь с двух сторон в землю, начинаясь на том берегу реки и кончаясь недалеко от нас.

Потом, как уже бывалые, быстро возвратились к палатке, переоделись и пошли по камням обратно: надо было спешить на самолет. Спешили не зря: у нас была двухразовая въездная виза Зимбабве, а это уже был 3-й въезд, т.е., нужна была новая виза. С ”боями” за полтора часа мы ее получили. Но на самолет успели! Зато из Купели!