ЕВРЕИ И КРЫМ

ЕВРЕИ И КРЫМ

143
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Известно, что одним из важнейших принципов решения национального вопроса РКП(б) считала создание национальной государственности. Касалось это и еврейского народа, поселения которого в дореволюционной России ограничивалось чертой оседлости. Начиная с 20-х годов прошлого века проблемой этой части населения занимались специально созданные Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся Совета национальностей при Президиуме ЦИК СССР (КомЗЕТ), который возглавлял П. Г. Смидович и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с И. Лариным (М. А. Лурье). Именно Лариным разрабатывалась идея организации еврейской республики в Крыму и поселения на её территории – для создания большинства в этом районе – 280 тысяч евреев.

Крымский вариант

Нужно отметить, что евреи в Крыму жили в далёкой древности. И они отнюдь не являлись недавними пришельцами. Было на территории полуострова и еврейское царство. Именно поэтому и возникла идея создания еврейского национального очага 2 ЕВРЕИ И КРЫМ 1 ЕВРЕИ И КРЫМна территории Крыма. Кстати, отметим, что ни в одной стране мира не возникало проектов создания еврейской национальной государственности, кроме как в Советском Союзе. Но кроме Крыма были и другие планы. В начале 1920-х годов при поддержке Еврейской секции ЦК ВКП(б) было задумано создание еврейской Белорусской республики. Кстати, добавим, что ни в одной политической партии мира, из тогда существовавших, еврейских секций (отделов) не существовало, хотя евреев традиционно в партиях левого толка всегда было предостаточно. Примером тому – Компартия США. Ну а в ноябре 1923 года в СССР появился новый проект руководителя Еврейской секции РКП (б) А. Брагина, предложившего образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, степной южной части полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии. Советские руководители, как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА), одобрили этот проект. Среди одобривших были Л. Троцкий, Л. Каменев, Н. Бухарин,, А. Цюрупа. Идею создания Еврейской республики в Крыму поддержал Чичерин. (Н. Бугай. 20-50-е годы. Переселение и депортации еврейского населения в СССР). Когда говорят о татарском Крыме – это не совсем корректно. В начале 20-х годов прошлого века Крым являлся одним из самых пёстрых в этническом отношении регионов России. По данным переписи 1921 года там проживали представители 70 национальностей, но национальную структуру Крыма в основном определяли пять этнических групп: русские, украинцы, татары, евреи и немцы. Да, да – немцы! Фольксдойче. Именно поэтому нацисты вынашивали планы заселения полуострова германскими колонистами. На долю этих национальных групп приходилось 90% населения. В 1926 году русских насчитывалось 301 тысяча (42,6%), татар – 179 тысяч (25%), украинцев 77 тысяч (10%), немцев – 43.600 (6,1%), евреев – 40 тысяч (5,6%), прочих (греки, армяне и др. – 65 тысяч человек (10,4%). При этом следует отметить, что полуостров был одним из наиболее урбанизированных регионов Советского Союза. В 1921 году удельный вес городского населения превышал здесь 49,5%. Почти всё еврейское население Крыма проживало в то время в городах. (В. Дёнингхауз. Полиэтничность сквозь призму классового подхода). Крым отличался и высокой грамотностью: доля грамотных составляла к началу 1921 года более 50%, что было значительно выше, чем по стране в целом. Наиболее высокие показатели грамотности были у немцев и евреев – почти 75%, самый низкий – у татар – (29%). (Там же.). При этом отметим, что в то время руководители партии и правительства держали курс на мировую революцию. Крым в этой политике имел немаловажное, с их точки зрения, значение. В передовой статье газеты «Красный Крым», в мае 1921 года подчёркивалось: «… Близость Востока и, главное, близость к нам Константинополя – центра буржуазно-националистического и панисламистского движения – палка о двух концах, поэтому всякому революционеру очевидно, что отсюда, из Крыма, можно нанести этому движению один из ударов, постараться превратить национально-освободительное движение в советское, революционное. Крым должен рассматриваться в данном случае как окно в Турцию и на Ближний Восток, которое мы можем использовать в целях более полной связи с революционным движением на Востоке…». Видимо, руководствуясь этим положением, руководитель еврейской секции РКП(б) А. Брагин, для обоснования целесообразности создания Еврейской республики в Крыму в записке во ВЦИК и СНК писал: «Является несомненным, что заселение данных районов поселенцами, представляющими из себя элемент вполне лояльный, окажется политически выгодным для Советской власти». Далее в записке отмечалось, что в 1927 году «земледельческие колонии (еврейские – В. Л.), доказав свою жизненность, могут быть выделены как особая еврейская автономная область». (Ф. Царевская. Крымская альтернатива Биробиджану и Палестине. В. Денингхауз…). Как уже отмечалось, эта идея массового перехода евреев к земледельческому труду в то время получила поддержку советского руководства и осуществлялась при активном участии зарубежных, главным образом, американских, еврейских организаций. В 20-е годы вопрос о районах еврейского поселения служил предметом напряжённых дискуссий. В подготовленном в 1925 году документе агрономом Нейтрального совета общественного комитета по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) Э. М. Хайкиным подчёркивалось: «Районы переселения необходимо предварительно детально обследовать, но нельзя же обследовать шестую часть земного шара. С другой стороны, нельзя с евреями делать рискованные эксперименты, нельзя на них возлагать непосильное бремя, они могут не выдержать, и работа может кончиться колоссальнейшей катастрофой… Поэтому новые районы на окраинах, которые вообще подлежат заселению, но где ещё нет вообще хозяйства или существующий хозяйственный уклад совершенно не вяжется с еврейским бытом, должны быть сразу исключены из поля зрения: на них нельзя тратить не только денег, но и времени на заседаниях. Нельзя евреев превращать в номадов (кочевников). И нельзя заселять ими Васюганские степи. Евреев нельзя двигать на восток дальше Пугачёва и Приволжских степей. Кроме Крыма и Украины, для евреев могут подходить лишь Кубань, Приволжье, Северный Кавказ с Черноморским побережьем». (Т. Царевская…). В 20-е годы именно Северный Крым, с точки зрения советского руководства, позицию которого выразил Г. В. Чичерин на встрече с представителями еврейских финансово-промышленных групп в Берлине, становится первоочередной зоной еврейской земледельческой колонизации. Однако проект создания еврейской автономии в Крыму, в конце концов, был отклонён. Но не всё оказалось так просто.

Другие идеи

Процесс миграции евреев в Крым и на юг Украины, несмотря на то, что проект заселения отклонили, продолжался. Власти этому не препятствовали. И государство способствовало этому процессу. Для 80 тысяч новосёлов, прибывших из западных районов страны и из бывшей черты оседлости, было выделено из земельных фондов Украины и Крыма 320 тысяч десятин земли. Как сообщал Н. Ф. Бугай, вопрос о переселении евреев обсуждался в начале октября 1924 года на заседании Президиума Совета Национальностей, затем КомЗЕТ в письме Наркомзему Украины просил: «1. Отвести свободные земельные участки для устройства в 1925 году 3000 семейств трудового еврейского населения. 2. К началу ноября выявить свободные земли Южной Украины, пригодные для устройства трудящихся евреев, и предъявить в комитет планы по описи этих земель».

В 1924 году для расселения евреев было отведено 36.000 десятин в Херсонском и 7.200 десятин в Криворожском округах. В письме в Наркомзем Украины за подписью председателя КомЗЕТа П. Смидовича говорилось: «КомЗЕТ просит Наркомзем Украины для дальнейшего землеустройства трудящихся евреев выделить ещё 126.000 десятин удобной для использования земли, чтобы эти земли могли быть использованы заселёнными трудящимися евреями. План постепенно выполнялся. (Н.Ф. Бугай…). В 1922-1936 гг. в Крым переехали многие евреи, было создано пять еврейских национальных районов на полуострове и на Украине. 213 еврейских колхозов с 11.000 хозяйств. Но нельзя не отметить, что переселение довольно часто сопровождалось неприязненным отношением местных жителей. Тяжёлое материальное положение прибывших способствовало обострению межнациональных отношений. Эти обстоятельства ослабили стремление евреев к переезду в Крым, и постепенно отпала сама идея создания в Крыму еврейской республики, сообщал упомянутый выше Н. Ф. Бугай. И, тем не менее, в 20-30 -е годы в Крыму возникло более четырёх десятков еврейских поселений. Общая численность евреев в Крыму накануне войны достигла 55.000 человек, что составляло 8% городского и 3% сельского населения. Большинство из них, замечают некоторые исследователи, погибло от рук нацистов. Но при этом замалчивают участие в этих акциях большинства фольксдойче, проживавших в Крыму, да и части местного коренного населения. По данным НКВД в Крыму было уничтожено 67 тысяч евреев, караимов и крымчаков. Видимо, разница в количестве погибших объясняется тем, что в начале войны численность еврейского населения увеличилась за счёт беженцев.

Ещё одна малоизвестная деталь истории заселения евреями Крыма. В конце 20-х годов прошлого столетия многие евреи из Палестины возвращались в СССР, который провозгласил себя поборником еврейских интересов. Из числа возвратившихся евреев были созданы киббуцы. Один из них возглавлял Йосеф Дрор (Фридман). Кибуц назвали Виа-Нова. В 1937-1938 годах всех «киббуцников», как тогда говорили, «замели» и отправили в Сибирь. Дрор разделил участь своих соплеменников. Лишь 19 лет спустя его дочь Мая Дрор получила извещение, что её отец погиб в лагерях. Дата смерти не была указана. Сестра Дрора Пнина проживала в Израиле. Там и произошла встреча дочери Дрора со своей тётей, которую она до той поры не видела ни разу и даже не знала об её существовании. Она и сообщила Пнине Фридман о печальной судьбе её брата, от которого последнее письмо пришло в 1933 году.

После крымского эксперимента был принят Биробиджанский проект поселения евреев на Дальнем Востоке и который, в конце концов, в силу ряда причин, о которых мне уже приходилось писать, не был в полной мере реализован. Добровольцев, желающих переехать в столь отдалённый и суровый район, где о евреях знали понаслышке, было мало. И еврейское население автономной области никогда не превышало 10% его общей численности. И, тем не менее, она продолжает существовать, и население категорически отказалось изменить название области. Мало того, она ведь была в составе Хабаровского края, а сейчас – самостоятельный субъект Российской Федерации и является житницей Дальнего Востока. Но когда говорят о численности еврейского населения в этом регионе, то некоторые исследователи, не совсем компетентные в проблеме, не учитывают одной существенной детали. В Биробиджане, прекрасном городе, где мне приходилось не раз бывать во время службы на Дальнем Востоке, и где у меня было немало родни, не было высших учебных заведений. И подраставшая молодёжь уезжала в Хабаровск, который был и есть крупнейшим научным и индустриальным центром России. Там, в большей части, и оставалась работать, благо потребность в кадрах была огромной. Поэтому в Хабаровске евреев было значительно больше, чем в Биробиджане. Но ведь от Хабаровска до Биробиджана езды было на поезде – сущий пустяк. Я знал многих, которые жили в Биробиджане, а работали в Хабаровске и наоборот – жили в Хабаровске, а работали в Биробиджане. И традиция была такая: секретарём Хабаровского крайкома ВКП(б) обычно становился человек, прошедший стажировку в должности Первого секретаря Еврейской Автономной области. Так что в этом регионе евреев было значительно больше, чем в Крыму. Следует отметить, что американский «Джойнт» оказал большую помощь в становлении этой области. И сейчас город Биробиджан процветает. Поддерживает связи с Израилем. На вокзале стоит огромная минора, в центре города – памятник Шолом-Алейхему.

В период войны вопрос о создании еврейской республики в Европейской части СССР вновь был поднят рядом еврейских общественных деятелей. И на каком-то этапе они были поддержаны советским руководством. Сейчас известно «крымское письмо» Сталину от 15 февраля 1944 года руководителей Еврейского антифашистского комитета СССР (ЕАК) С. Михоэлса, А. Эпштейна, И. Фефера с предложением создать на территории Крыма «Еврейскую Советскую Социалистическую Республику». Благожелательное на начальном этапе отношение к этой идее объясняется тем, что руководители СССР преследовали при этом определённые цели. Прежде всего, у Сталина возник в то время соблазн привлечь для реализации этого проекта немалые еврейские капиталы. Далее, в это время ожидалось окончательное разрешение вопроса о создании еврейского государства на Ближнем Востоке. Сталин хотел перехватить инициативу и предложить в качестве альтернативной территорию Крыма. «Создание там еврейской республики в составе Союза, – отмечала Т. В. Царевская, – могло рассматриваться Кремлём как важный дополнительный козырь в наметившееся уже ко времени завершения войны соперничество союзных держав за влияние в послевоенном мире. Тем более что в руководстве «Джойнта», с которым в конце 1943 года вели переговоры в Америке Михоэлс и Фефер, высказывало намерение сделать советскую территорию и, в частности Крым, пристанищем для евреев всей Европы…». В связи с этим, цитируемая мною Царевская приводит два интересных примера. «…Сотрудник Биробиджанской газеты Кравец заявил: «Мне из достоверных источников известно, что Михоэлс и Фефер, после возвращения из Америки имели беседу с тов. Молотовым, который якобы о Биробиджане сказал следующее: «Биробиджан – это опечатка и её нужно исправить. Есть свободные территории: Карачаевская автономная область, Калмыкия, которая себя опозорила изменой и была за это наказана правительством. Такая же участь постигнет и крымских татар, которые помогали немцам и боролись против Красной Армии с оружием в руках. Или, скажем, Республика Немцев Поволжья. Вот эти территории и могут быть переданы евреям после войны, а правительство будет этому содействовать». Аналогичные высказывания имели место и со стороны Михоэлса. Рассказывая о содержании беседы на приёме у Молотова, Михоэлс заявил: «Когда я был у Молотова, он мне задал вопрос, где бы я считал возможным вместо Биробиджана основать Еврейскую Советскую Социалистическую Республику? Я ответил: «На месте Республики Немцев Поволжья». Но Молотов сказал, что лучше бывшая Крымская республика». Подобные заявления со стороны руководителей Еврейского антифашистского комитета способствовали тому, что в еврейских кругах сложилось мнение, что предоставление евреям Крыма является предрешённым делом. Но ответа на «крымское письмо» Сталину его авторы не получили. В августе 1944 года Михоэлс, Фефер и Эпштейн направили меморандум на имя Кагановича, в котором писали о состоянии еврейской культуры в СССР и ставили вопрос о решении еврейской проблемы. Результат был тот же. Между тем антисемитизм в стране, особенно на бытовом уровне, усилился. Сказывалась немецкая оккупация. Становилось понятным, что советское руководство не пойдёт на создание еврейской автономии в европейской части Советского Союза. Мало того, многие руководители партии и правительства стали инициаторами антисемитских кампаний. По этому поводу журналист и сотрудник ЕАК Л. Д. Гольдберг говорил: «Чем больше я думаю и наблюдаю, тем больше убеждаюсь в том, что антисемитизм идёт у нас сверху, чем очень искусно пользуются, чтобы отвлечь недовольство за плохое снабжение, за все материальные тяготы. Мы многому научились этому у немцев, в частности и этому» (Т. В. Царевская). Последующий ход событий и судьба ЕАК известны. «Стремление создать очаг для евреев на территории СССР было признано тягчайшим преступлением, а само «крымское письмо» и меморандум фигурировали как «вещественное доказательство». Приговор обвиняемым был предопределён на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Михоэлса, как известно, убили раньше.

фото

1 Еврейская коммуна в Крыму. 30-е годы

2 Евреи-колонисты на полевом стане. Конец 1920-х гг

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ