КОПЕЛЯН ЕФИМ ...

КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»

134
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

1 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ» «Играя злодея, ищи в нем доброе, и наоборот», – этому старому актерского правилу следовал в своем многогранном творчестве замечательный артист театра и кино Ефим Захарович Копелян. 12 апреля исполнилось 105 лет со дня его рождения.

На свет Фима появился в Речице (ныне – Гомельская область, Беларусь), в еврейской семье Залмана (Захарии) Давидовича Копеляна и Маши (Мирьям) Мордуховны Френкель, где было еще пять сыновей. Его фамилию многие принимали за армянскую. На самом же деле, она – еврейская – от имени Копель. В Российской империи фамилия Копелян была зафиксирована не только в Речице, но также в Бобруйске и Рогачеве. Деду Ефима по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города, Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов по заказам военного ведомства. Отец Ефима занимался лесозаготовками, а мать была полностью погружена в заботы о детях. Будущий артист рос в семье, почитавшей искусства. Отец и двое старших братьев прекрасно рисовали. Неплохо владел кистью и Фима. Он мечтал стать архитектором, но ему предначертан был другой путь. В юном возрасте Ефим очаровался бессмертными творениями Шекспира, не зная еще, что ему самому предстоит выходить на сцену в замечательных театральных постановках. После окончания «семилетки», подросток решил начать самостоятельную жизнь. Он отправился в Ленинград, где на первых порах работал токарем, а затем отправился поступать на архитектурный факультет в Академию художеств. Ну, а потом все решил 2 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»Его Величество Случай. Подвернулась возможность заработать немного денег на карманные расходы: в Большом драмтеатре требовались юноши его возраста для участия в массовых сценах. Перешагнув порог БДТ, Ефим Копелян связал с этим театром всю свою дальнейшую судьбу. Для того чтобы быть официально зачисленным в труппу, он поступил в Театральную студию при БДТ и окончил ее. Началась проба сил – в незначительных ролях, а по-иному и не бывает – Москва, и та не сразу строилась. А тут началась война, и молодые актеры стали рваться на фронт – добровольно, не дожидаясь призыва. Но перед театральными коллективами была поставлена своя задача: поднимать боевой дух защитников родины: когда пушки стреляют, музы не должны были молчать. На линии фронта, в 6 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»блиндажах и укрытиях Копелян с коллегами из сформированного «Театра народного ополчения» играл, в частности, в спектаклях: “Русские люди” К. Симонова, “Фронт” А. Корнейчука, “Полководец Суворов” И. Бахтерева и А. Разумовского. В эти тяжелые годы артисты возмужали, обрели уверенность в себе, необходимую для успеха на сцене. Но и в первые послевоенные годы Копеляну не предлагались роли, в которых он мог бы реализовать, остававшийся нераспознанным, большой творческий потенциал. Впрочем, как сказано у Экклезиаста: «Всему свое время». В 1956 году в БДТ пришел Георгий Товстоногов, и с его приходом, у Ефима появилась настоящая работа, в которую он погрузился с головой. Товстоногов привлек Копеляна к участию во всех лучших своих постановках, и актер создал целую галерею образов, талантливо перевоплощаясь в героев спектаклей – очень разных, но по-своему интересных. Сыгранные Копеляном роли: Марио («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи), Ильина («Пять вечеров» А. Володина), Иллариона («Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе), Вершинина («Три сестры» А. Чехова), Вустера («Король Генрих IV» У. Шекспира), Саввы Морозова («Третья стража» Г. Капралова и С. Туманова) и другие вошли в золотой фонд театрального искусства. А самого Копеляна стали называть «нашим Габеном», ставя, тем самым, на один уровень с покорившим миллионы сердец французским актером театра и кино. Более того, одна из партнерш 5 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»Копеляна, актриса Зинаида Шарко предлагала называть Габена «французским Копеляном», что, с ее точки зрения, было бы справедливей. А чисто внешне в зрелом возрасте Ефим Захарович (и это было подмечено) стал походить, по крайней мере, в некоторых из создаваемых им образов, на Эрнеста Хемингуэя, когда тот отпустил знаменитую бороду. Но это – так, к слову. «Копелян не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был, казалось бы, маловыразителен, однако его герои всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Они вели постоянную борьбу и с другими, и с самими собой. Каждая из его ролей была откровением, но, при этом, все его персонажи оказывались похожими только на одного человека – на Ефима Копеляна», – вспоминал Олег Басилашвили.

Что же касается кинематографа, то в него Ефим пришел довольно поздно. Впервые артист появился на экране в начале 1950-х. Его дебют состоялся в картине «Ошибка 7 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»героя». Затем последовали ещё несколько фильмов с участием Копеляна, но это были не те роли, которые запоминаются зрителям. Впрочем, актеру они нужны, становясь «пристрелочными» и помогая затем попадать в «яблочко». Одной из первых по-настоящему ярких работ Копеляна в кино стала роль в приключенческом фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», поставленном по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Картина эта вышла на экраны в 1966 году. Первоначально режиссер предполагал отдать Ефиму роль атамана Сидора Лютого, но после проб артист стал батькой Бурнашом, который очень понравился зрителям, несмотря на то, что был отрицательным героем. Понравился настолько, что люди, узнававшие актера на улице, непременно 8 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»восклицали: «Вот Бурнаш идет! (или едет, ибо он и в автомашине был заметен)». Словом, образ удался, и в результате для этого героя нашлось место во всех фильмах трилогии. Среди самых ярких работ Копеляна 1960-х и 1970-х годов следует назвать роль генерала Сергеева в приключенческих лентах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». Также он сыграл Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Бобруйского-Думбадзе в фильме «Опасные гастроли», где в одной из главных ролей снимался Владимир Высоцкий, доктора Дорна в чеховской «Чайке», казачьего атамана Каргина в фильме «Даурия», Кафтанова в телесериале «Вечный зов» и Бурцева в «Повести о человеческом сердце». Одной из его лучших стала роль Саввы Морозова в фильме «Николай Бауман». Эта роль принесла Копеляну звание Лауреата Всесоюзного кинофестиваля в номинации «За актерскую работу». Ефим превратился в востребованного киноактера и снимался ежегодно в пяти-шести фильмах. О своем кинематографическом творчестве позднее говорил: «Я не могу сказать, что все 3 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот». Тех ролей, что подарили артисту подлинную радость, было не так уж много, в их числе – роли в фильмах «Преступление и наказание», «Николай Бауман» и «Даурия». Немало среди сыгранных Копеляном персонажей было героев второго плана, но даже небольшие эпизоды, где он появлялся в кадре, непременно запоминались – благодаря убедительности. А она достигается высоким актерским мастерством, в основе которого – талант, помноженный на труд.

Ефим Копелян часто читал при озвучивании фильмов закадровый текст и приглашался на дубляж. Впервые голос Ефима Копеляна за кадром прозвучал в комедии Алексея Коренева «Адам и Хева». Потом легко узнаваемый его голос можно было услышать в художественных, документальных и научно-популярных лентах. Выразительно читал он текст от автора в фильмах «Семь нот в тишине», «Встречи с Горьким» и «Память». Но полнее всего эта грань таланта Копеляна раскрылась в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Громкому успеху Штирлица Вячеслав Тихонов, в немалой степени, был обязан Ефиму Копеляну. Именно «закадровый Копелян» задает в сериале тон героям Броневого, Табакова, Визбора, Евстигнеева, Плятта, Дурова, Ланового, а они, в свою очередь, рисуют нам совместно драматическую картину событий периода Второй Мировой войны. Режиссер сериала Татьяна Лиознова собиралась без проб пригласить Копеляна в фильм на одну из ролей, но не сложилось. Лиознова вспоминала: «Я позвонила в Ленинград и просила передать Ефиму Захаровичу, что коленопреклоненно прошу его читать авторский текст. Работать с ним было наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку. Мы стали соратниками. Его голос звучал так, будто он знает больше, чем говорит…». А Копелян, приезжая на съемки, подшучивал: «Я у вас не Ефим Захарович, а «Ефильм Закадрович». Но его роль в успехе сериала была огромна». Отсюда и пошло прозвище, в котором, впрочем, сохранено было подлинное имя артиста, соединившееся с удачным каламбуром относительно его отчества. «За внешней бесстрастностью чтения Копеляна все время ощущались напряжение закрученной пружины и тревожное ожидание событий. Копелян-чтец умел пользоваться гомеопатическими дозами эмоций, поэтому всегда был органичен» – цитата из воспоминаний актера и режиссера Артема Карапетяна.

Копелян работал на износ, не щадя себя, наверстывая упущенное, не по своей вине, за несколько десятилетий. Режиссер фильма “Интервенция” Геннадий Полока поинтересовался у Ефима Захаровича, как тот успевает сниматься одновременно в трех картинах, да еще играть в театре, и Копелян ответил: “Я до сорока лет за кулисами в домино играл, и никому, по большому счету, не был нужен”. – И добавлял: “Артиста ноги кормят!» Нагрузки, которые он испытывал, казались непосильными. Необходимо было как-то расслабляться, и в этом Копеляну помогало регулярное потребление спиртного. Друзья и хорошие знакомые поражались тому, что вечером он спокойно выпивал 700-800 граммов водки, утром бодрым и подтянутым шел на съемку, в течение всего рабочего дня на “Мосфильме” подкреплялся опять же водочкой, затем ехал в свой Ленинград, где вечером играл спектакль, снова выпивал и возвращался поездом в Москву. На следующий день все повторялось. Казалось, водка ему не вредила ни в каком количестве. Но и она, и постоянные мотания между городами сделали свое дело. Не оказалось ошибочным утверждение о том, что «Красная стрела» (скорый поезд, курсирующий между Москвой и городом на Неве) убивает.

В 1973 году Ефим Копелян стал Народным артистом СССР. Но звания присваивают, а признание завоевывается. И тот артист – подлинно народный, кого любят и уважают. У известного автора афоризмов Анатолия Рахматова есть такое высказывание: «Ах, если бы слава продлевала жизнь человека, а не его имени!» В начале 1975 года у Копеляна диагностировали инфарктное состояние. Спустя два месяца, когда Ефим Захарович, вроде бы, пошел на поправку и врачи намеревались уже его выписать домой, случился второй инфаркт, которого актер не перенес. Кто-то подметил, что он предрек свою смерть, сыграв в кино самоубийцу Савву Морозова и врача с большой буквы в «Повести о человеческом сердце». Этот его герой умирал мужественно, в ясном сознании. Мистика? Из жизни Ефим Копелян ушел в 62 года, 6 марта того же, 1975-го. На его могиле установлен памятник — гранитная стела с театральной маской. Через год, в 1976, уже посмертно, его великолепную работу в сериале «Семнадцать мгновений весны», после которого о Копеляне стали говорить: «Человек-голос», отметили Госпремией Российской Федерации.

Вся его творческая биография была связана с Ленинградским БДТ, где артист прослужил 43 года. Когда Ефима Захаровича не стало, Георгий Товстоногов сказал: «Из театра ушла совесть». Сергей Юрский, долгое время игравший с Копеляном на одной сцене, так охарактеризовал Ефима Захаровича: “Усы, трубка, голос, покой”. К этому следовало бы добавить: «… и абсолютная надежность». Каждый, кому доводилось с ним общаться, пребывал в уверенности: человек этот не способен на подлость. И на сцене, и в жизни актер не расставался с усами. Впрочем, сбрил их как-то, но Товстоногов оценил это так: «По-моему, Вы, Ефим, сразу потеряли индивидуальность». Естественно, за свою индивидуальность Копелян очень испугался и решил поскорее обрести ее вновь. Что же касается курительной трубки, с которой он сроднился, и таким запомнился, то тут история такая: изначально Копелян дымил сигаретами типа «Мальборо», которые обходились ему не дешево. А все, кому не лень, норовили заполучить у Ефима дефицитную в ту пору, фирменную сигаретку. Как-то раз очередной проситель подошел, чтобы «стрельнуть» курево, и, вытягивая сигарету из пачки, поинтересовался: «И где вы такие хорошие сигареты все время берете?» Копелян посмотрел на него тяжелым взглядом и отрезал: “Это вы берете. А я покупаю!” В конце концов, Ефиму это надоело, и он перешел на трубку, став курить табак «Золотое руно», у которого был очень насыщенный и приятный аромат. Копелян больше любил слушать, чем рассказывать. При внешней строгости и даже отпугивавшей иных суровости, он умел очаровать людей. Иногда одного его слова было достаточно, чтобы человек сменил гнев на милость. Друзей приводил к себе, чаще всего – компаньонов по преферансу, к которому подавалась водочка с квашеной капустой, – ее запас в доме был поистине неиссякаем. Ефим Захарович ценил юмор и часто шутил сам, причем, делая это с серьезным видом. Однажды, согласно одной из театральных баек, за кулисами зашел разговор на тему, которую не принято было в те времена обсуждать: о гомосексуальных связях.

– А я бы точно не смог заниматься этим, – заявил присутствовавший по случаю при разговоре Копелян.

– А собственно почему? – Поинтересовался один из его коллег.

Ефим Захарович выдержал паузу, как он это умел мастерски делать, а потом произнес:

– Слишком уж я смешливый…

А что же личная жизнь актера? Первый его брак с артисткой Татьяной Певцовой оказался недолгим: пара прожила вместе только 5 лет. А через год после расставания с Таней, он связал свою судьбу с Людмилой Макаровой, будущей народной артисткой СССР. Когда началась романтическая их связь, Копелян состоял уже в труппе БДТ, а Люда, которая была на десять лет моложе, училась в театральной студии. «Мы с ним вечерами гуляли по Михайловскому саду. Там есть такой чудесный павильончик Росси – наше любимое место: мы в нем сидели и, естественно, целовались, – вспоминала Макарова. Потом он сделал мне предложение – но как? – «У тебя есть паспорт?» – спросил однажды поутру. Я сказала, что он дома. «Дуй за документом, в три часа буду ждать тебя у ЗАГСА на Фонтанке». Вот так я вышла замуж, и прожили мы вместе 34 года. Копелян и Макарова играли мужа и жену в «Девушке с кувшином». Потом – в спектакле «Шестой этаж», были партнерами на сцене и в других постановках. В их браке родился единственный сын Кирилл. Отношения с родителем у него, увы, не сложились. Постоянные назидания Копеляна-старшего только отдаляли сына от Ефима Захаровича. Общение и понимание отпрыск находил в сомнительных компаниях, пристрастился к спиртному. Как выразился один из знакомых Кирилла, «он пал жертвой популярности своего отца». Людмила Макарова рассказывала: «Кирилл был неплохим артистом. Но случилась жуткая история. Его избили до полусмерти, едва вытащили из комы. Но он стал инвалидом. Это моя печаль. К сожалению, у меня нет внуков. Вот и вся моя жизнь… (Кирилл Копелян умер в 2005 году). «Когда моего мужа не стало, – вспоминала Людмила Макарова, – я была еще в приличной форме, но не могла себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина». Смерть Копеляна была для Макаровой тяжелым ударом. Но жизнь для нее на этом не заканчивалась. Георгий Товстоногов на десятый день после кончины Копеляна заставил Людмилу играть «Хануму» – самый веселый спектакль. Костюмер, на всякий случай, стояла в кулисах наготове с нашатырным спиртом. Макарова попросила всех участников спектакля: «Вы только не жалейте меня!» И выступила безупречно – и танцевала, и пела. Что наша жизнь – игра!

4 КОПЕЛЯН ЕФИМ «ЗАКАДРОВИЧ»Леонид Филатов подготовил о Копеляне программу из цикла: «Чтобы вспомнили». В 2012 году, к столетию со дня рождения Ефима Захаровича, Почта России выпустила памятный конверт. С правой стороны на нем изображен портрет актера, выполненный художником Е.Н. Широковым в 1973 и хранящийся в Пермской государственной художественной галерее, а с левой стороны – на месте для марки артист запечатлен в созданном им на экране образе Бурнаша. Можно сказать, говоря языком образов, что это, своего рода, послание в будущее. И если так, то оно непременно окажется востребованным, ибо подлинное искусство – времени не подвластно.

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ