ДВОЙНОЙ ПОРТР...

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ Ванесса Редгрейв / Светлана Светличная

41
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

ВАНЕССА РЕДГРЕЙВ, актриса. Год рождения – 1937, 30 января

Родилась в Лондоне. Она дочь известного актера сэра Майкла Редгрейва и актрисы Рэйчел Кемпсон. В детстве Ванесса мечтала о балете. Однако занятия танцем пришлось прекратить – высокий рост закрыл ей дорогу на балетную сцену. Лондонскую школу музыки и драмы окончила как драматическая актриса и дебютировала на сцене в 1957 году. На следующий год она уже снималась в своем первом фильме “Под маской”, играя вместе с отцом. В начале 60-х Редгрейв посвящала себя театру, выступая в составе Королевской шекспировской труппы. Известность пришла к ней в 1967 году после фильма “Морган: подходящий случай для лечения”. В том же году она исполнила роль Анны Болейн в драме “Человек на все времена” Фреда Циннемана, а также сыграла в культовом фильме Микеланджело Антониони “Фотоувеличение”, который был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. После этого Ванесса стала настоящей европейской звездой. В фильме “Айседора” актриса смогла воплотить свое юношеское увлечение балетом. Трактовка образа Айседоры Дункан как “первой хиппи”, бросающей вызов обществу, оказалась весьма созвучна настроениям, охватившим левую интеллигенцию в те годы. В 1977 году Редгрейв сыграла в фильме «Джулия». За эту роль она была удостоена премии «Оскар». Одна из самых интересных ее ролей – роль транссексуала, мужчины, ставшего женщиной, в фильме “Вторая попытка”. С начала 60-х годов Редгрейв принимает участие в политической деятельности и включается в работу разного рода общественных движений: за прекращение войны во Вьетнаме, ядерное разоружение, независимость Северной Ирландии, выезд советских евреев из СССР; приходит в троцкистское движение. Она баллотировалась в парламент от троцкистской рабочей революционной партии, которую поддерживал ливийский лидер Муаммар Каддафи. Продюсировала и озвучивала документальный фильм «Палестинец». В связи с этим группировка “Jewish Defense League” организовала пикеты, а глава этой организации обвинял Редгрейв в поддержке палестинцев. Актриса в своей речи выступила с осуждением всех форм тоталитаризма. В 1981 году Редгрейв была удостоена престижной телевизионной премии “Эмми” за роль в драме “Тянуть время”. Затем последовали роли в проектах “Американский игорный клуб”, “Театр волшебных историй”, “Синг-Синг”, “Вагнер”. Заметной стала работа Редгрейв в драме “Бостонцы”. За нее она была номинирована на премии “Оскар” и “Золотой глобус”. В числе других работ актрисы – картины “Вэзерби”, “Парная”, “Навострите ваши уши”, “Человек на все времена”, “Американское приключение”. Редгрейв активно продолжала сниматься в 90-е: каждый год выходило по несколько фильмов с ее участием. Она не раз снималась в лентах, связанных с историей России – в биографической драме “Молодая Екатерина”, в фильме “Похороны Сталина”, в картине “Петр Великий”. В 1994 году Ванесса была удостоена премии Венецианского кинофестиваля за работу в криминальной драме “Маленькая Одесса”. Среди других заметных проектов Редгрейв – сериал “Приключения молодого Индианы Джонса”, мелодрама “Усадьба Ховардс-Энд”, драма “Дом духов”, боевик “Миссия: невыполнима”, биографическая лента “Уайльд”, криминальная драма “Крестная мать”, фантастический боевик “Столкновение с бездной”, “Колыбель будет качаться”, “Прерванная жизнь”. В 2000-х годах актриса снялась в таких фильмах и сериалах, как “Шепот ангелов”, “Обещание”, “Джек и Бобовое дерево: Правдивая история”, “Части тела”, “Преступление и наказание”, “Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме”, “Белая графиня”, “Лорд Вор”, “Вечер”, “Искупление”, сериал “День Триффидов”. Редгрейв продолжала и свою политическую деятельность. В 2002 году актриса, опасаясь за жизнь чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева, который обвинялся в террористической деятельности, в частности, в организации захвата заложников во время мюзикла “Норд-Ост”, внесла залог пятьдесят тысяч фунтов стерлингов за его освобождение. В 2004 году Редгрейв вместе со своим братом основала партию мира и прогресса, а также приняла участие в кампании протеста против войны в Ираке. Редгрейв активно снимается в кино и сегодня. Среди ее работ – мелодрама “Письма к Джульетте”, триллер “Стукачка”, “Кориолан”. В драме “Аноним”, о том, кто скрывался на самом деле за именем «Шекспир», величественная Редгрейв предстала в образе Елизаветы I. “Я мечтала сыграть Елизавету очень давно, – рассказала актриса. – С девятнадцати лет. Довелось играть ее соперницу Марию, королеву шотландскую. Она – моя любимая историческая героиня. Или, как сейчас говорят, «ролевая модель». Елизавета совсем другая, более сложная натура. Марию можно читать как открытую книгу. Она предельно откровенна в своих желаниях и стремлениях. И она правила сердцем, а Елизавета, безусловно, исходила из обстоятельств. Ее часто вынуждали править умом, забыв о своих эмоциях. И за это ей приходилось горько расплачиваться. Но Елизавета сумела выдержать все, не только выжить – она не позволила пропасть своей стране, провела Англию через очень непростые времена. Я полагаю, у всех англичанок в крови вся эта история Тюдоров, и именно правления Елизаветы. И то, что она была изгоем, незаконнорожденной, и ее отец отправил ее мать Анну Болейн на плаху. Конечно, Елизавета, помимо всего прочего, оказавшись на троне, жаждала вендетты. И ей приходилось вдвойне нелегко в роли королевы – постоянно разрываться между желанием отомстить врагам и сохранить мир в доверенной ей стране. Елизавета писала изумительные стихи. Кто же был на самом деле Шекспир, мне кажется не столь важным. Скрывался ли за этим именем граф Оксфордский, был ли сын перчаточника актер Уильям Шекспир мошенником или нет. Многие пытались это понять – и Марк Твен, и Зигмунд Фрейд. Наш фильм – еще одна история, основанная на возможных фактах или столь же вероятных вымыслах. Надеюсь, зрители поймут, что главное – воздать почести тому, кто сумел написать эти пьесы и сонеты, воссоздать политический и культурный мир той эпохи”. Личная жизнь Ванессы была полна страстей. Она была замужем за режиссёром Тони Ричардсоном, брак с которым распался из-за увлечения последнего французской актрисой Жанной Моро. От Ричардсона она родила двух дочерей: Наташу и Джоэли, которые тоже стали актрисами. На съемках мюзикла «Камелот», куда Ванессу пригласили на роль королевы Гиневры, она познакомилась с итальянским актером Франко Неро и влюбилась. В нем была настоящая мужская красота. Он был открыт, честен и лишен звездной болезни. Так история «Камелота», в которой Ланселот влюбляется в супругу короля Гиневру, переплелась с реальным романом. У них появляется сын Карло. Но через три года пара рассталась. В 1983 году она вновь встретилась с Франко на съемочной площадке. Их свел телевизионный проект «Вагнер», в котором Ванесса сыграла жену композитора. На протяжении прошедших лет, оба не прекращали следить за карьерой друг друга. Кроме того, их по-прежнему объединяли левые политические взгляды. В начале восьмидесятых Неро снялся в роли Джона Рида в фильме Сергея Бондарчука «Красные колокола», и для Ванессы это был знак, что отец ее ребенка по-прежнему разделяет ее убеждения. С конца восьмидесятых годов Редгрейв и Неро все чаще снимаются вместе. Интерес к истории России свел их на съемочной площадке сериала «Молодая Екатерина», где Ванесса сыграла императрицу Елизавету, а Франко – графа Воронцова. Потом была совместная работа в сериале «Крестная мать». Франко и Ванессу стали замечать вместе в ресторанах и на официальных церемониях. В 2006 году Ванесса заявила, что они с Франко снова вместе: «Я обожаю отца моего сына, моего Франко. То, что мы снова вместе, – это награда за осознание того, что я неспроста влюбилась в него когда-то. Я не могу представить, что проведу остаток жизни с кем-то другим». Известен роман Редгрейв с актёром Тимоти Далтоном. В 2009 году трагически погибла ее старшая дочь Наташа Ричардсон. Катаясь на лыжах, она упала и больше уже не вернулась в этот мир. Затем Ванессу постигли еще два удара – один за другим умерли ее любимый младший брат Корин и сестра Линн. “Я сильно изменилась в последнее время и не стыжусь в этом признаваться. Не отказываясь ни от чего содеянного, я считаю для себя великой честью быть послом доброй воли при ЮНИСЕФ и защищать детей всех народов и национальностей. Увы, я не слишком много времени уделяла своим детям. Тогда я была искренне убеждена, что обязана жертвовать своими детьми ради казавшихся мне важными политических или общественных дел. Жертвовать настоящим, своим и своих дочек, ради будущего, в том числе их будущего. То, что они выросли такими чудесными и потрясающими, – не моя, а целиком и полностью их заслуга. Они очень во мне нуждались, но тогда, понимая это, я не могла ничего с собой поделать. Моя радость и счастье – пятеро внуков. Может, я и была рождена, чтобы быть бабушкой”.

СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ, актриса. Год рождения – 1940, 15 мая

Родилась в Армении в семье генерала, кочевавшей по просторам Союза. Ее мать-домохозяйка могла не думать как накормить и одеть мужа с ребенком. У нее оставалось время и силы на художественную самодеятельность для себя и драмкружок для девочки. Мама была творческой личностью и мечтала, чтобы дочь стала актрисой. Десятилетку Света оканчивала в городе Советске Калининградской области. Если бы не мамина настойчивость, закомплексованная девушка никогда не рискнула бы поступать во ВГИК. После выпускного в школе ей вручили билет на поезд до Москвы. Она очень боялась не оправдать надежд мамы, ведь никогда не считала себя красавицей. Симпатичная девушка приглянулась приемной комиссии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру таланта. Светличная была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Михаила Рома и попала в число любимцев мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать разные режиссерские методики. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. На одном из праздников, проходивших в общежитии, Светлана впервые увидела Владимира Ивашова. Он учился на курс старше. Чуть позже она увидела «Балладу о солдате», где Ивашов сыграл главную роль Алеши Скворцова. Эта работа принесла актеру мировую известность. Фильм с огромным успехом демонстрировался в Каннах. Актер потряс сердце Светланы душевной чистотой, девушка влюбилась. Через полгода они поженились. Родился сын Алеша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате». В кино Светлана дебютировала еще до замужества, сыграв эпизодическую роль Натки в киноповести Михаила Калика «Колыбельная». В 1961 году она получила главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». После окончания в 1963 году ВГИКа, Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в театр-студию киноактера. Молодые актеры после длинных хождений по коридорам власти и бюрократических проволочек, наконец, получили отдельную двухкомнатную квартиру. Они много снимались, и фильмы с их участием имели успех у зрителей. Несколько раз Светличная играла вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова. В комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной картине «Чистые пруды» – Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» – стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день» – маму. Большой успех актрисы пришелся на комедию Гайдая «Бриллиантовая рука». Светличной досталось там всего лишь несколько эпизодов, однако их вполне хватило, чтобы она вошла в историю советского кино в качестве первой актрисы, показавшей стриптиз. “Во время съемок я очень боялась, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала. Юрий Никулин быстренько снял все комплексы. Он сказал: “Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой”. Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились! Мой танец был чистой импровизацией. Сейчас я бы лучше станцевала”. Это сейчас актриса гордится ролью коварной соблазнительницы, а тогда Светлана Афанасьевна обижалась на свою героиню, из-за которой ей был заказан путь сыграть Наташу Ростову или Анну Каренину. В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи, – рассказала актриса. – Он понимал, что я – человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать. Выдержать мои закидоны трудно». В семье родился второй сын – Олег. Владимир оказался замечательным отцом. Он постоянно сглаживал ее взрывной характер. Помогло сохранить брак и то, что Ивашов никогда не ревновал жену к славе. В 70-е годы карьера Светличной складывалась не слишком удачно. На ее счету были только две роли, которые запомнились зрителям. Одна из них – Габи в сериале «Семнадцать мгновений весны». Другая роль – Надя в фильме «Место встречи изменить нельзя». Была еще одна интересная работа – роль Милли Вимерфорд в советско-венгерской комедии «Держись за облака». Ивашов, в отличие от жены снимался чаще, но такой роли как Алеша Скворцов у него так и не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, его популярность, так и не предложив ему ничего серьезного. В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались редко, а с начала 90-х, их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для них стал развал театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. “Когда началась перестройка, нас попросили уйти. Хотя мы были заняты в спектакле “Бесы” по Достоевскому, попросили “освободить место”. Чувство несправедливости и обиды сыграло свою роль в моей жизни, и я поняла, что от интриг надо уходить. А там, где театр, там, где концертная деятельность, – там всегда зависть и интриги”. Светличная смирилась с уходом популярности. Но Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку, нервничал, срывался по пустякам. На стройке его щадили, но с язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером, Ивашову стало плохо. В больнице ему сделали операцию, но это не помогло. Сердце не выдержало. Он скончался на пятьдесят шестом году жизни. После смерти мужа Светличной помогли сыновья. Через несколько лет она вышла замуж за художника Сергея Сокольского, который был младше ее на двадцать лет. Этот брак продлился недолго. “Женщина не должна быть одинокой. Вдовство – это тяжелая миссия. Чувства никуда не исчезают, и желания никуда не исчезают, и мужчина рядом должен быть. Но их нет. Остается только мечтать. Поэтому, когда я куда-нибудь собираюсь, то думаю: а может, сегодня встречу. Это я так себя утешаю. Бывают ведь исключения – значит, можно фантазировать и дальше”. В 1996 году Светличная приняла участие в фильме Александра Хрякова “Дом на камне”. Снялась в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня». В сериале «Куратор» сыграла почти себя – забытая актриса живет в коммуналке со странными соседями, пытается принять и понять правила новой жизни на пенсии. “Я смогла там очень хорошо развернуться, мне так знакома ситуация. Но, главное, что заканчивается все хорошо”. Сегодня знаменитая актриса мечтает сыграть в кино свою жизнь и с грустью говорит о том, что мужчины в мире стали инфантильными. “После того, как я прошла через массу испытаний, похоронила мужа и младшего сына, я стала ценить жизнь. Произошла корректировка ценностей, и я начала понимать, что мне действительно нужно и что не нужно, что важно, а что неважно. Я уже в том положении, что сама себе создаю настроение. Даже если оно плохое – я делаю его хорошим. Именно так надо жить, ценить любой новый день. Иметь совместимых по духу людей. Это самое большое богатство”. Светличная остается женщиной до кончиков ногтей. Регулярно делает гимнастику, тщательно следит за внешностью, с удовольствием ходит по модным бутикам вместе с внучкой Машей. Светлана не скрывает свой возраст, но и не распространяется о количестве прожитых лет. Любит море, солнце, природу, животных, вечеринки в тесной компании друзей. “Сегодняшнее время очень сложное в плане взаимоотношений с людьми, реализации своих способностей. Возможно, кому-то наше время, со всеми его установками, дается с легкостью, а для меня все очень непросто. Жизнь уготовила мне много испытаний, через которые я должна была пройти, но я не сетую на это и не сержусь, потому что каждое поколение проходит свои круги ада. Другое дело, что бывают очень сложные и неприятные моменты в жизни, но все равно хорошего и светлого намного больше. Считаю, что у каждого человека свои краски жизни. Недавно у меня в гостях был мой правнук Володя Ивашов-младший, который сказал моей подруге на ушко про меня: «Мне она так нравится, я ее люблю! Мне хочется ее поцеловать, но я стесняюсь».

БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ