КИНОПАНОРАМА

КИНОПАНОРАМА

450
136
ПОДЕЛИТЬСЯ

«КРЕМЕНЬ»
Kremen_1Hard-Hearted, Россия, 2007, 82 мин., R. Реж. Алексей Мизгирёв (дебют); в рол.: Евгений Антропов (Антон Ремизов), Дмитрий Куличков (сержант Чахлов), Сергей Шеховцов (отец Зины), Анастасия Безбородова (Зина), Карен Бадалов (майор), Татьяна Насташевская (мама Зины), Алексей Агрызков (милиционер-водитель), Виктор Алферов (продавец часов), Александр Скотников (автомеханик), Олег Васильков (омоновец), Вероника Ким (проститутка)
Жанр. Социально-криминальная драма.
Отношение. Про такие фильмы, как «Кремень» нельзя говорить: понравился. Они или задевают за живое, или нет. Меня задел. А с учетом «Груза 200», параллельно снимавшегося под крылом у того же продюсера Сергея Сельянова, можно заявить громче: российское кино не обязательно кичится патриотизмом. В подобных фильмах оно выполняет ту функцию, что в 80-х здорово удавалась русскоязычному року, который, потом, увы, завяз в шоу-бизнесе «по самые помидоры» своих постаревших кумиров.
Ассоциации. С великой долей условности «Кремень» можно назвать «Братом 3». Ведь Антон Ремизов, как некогда персонаж Сергея Бодрова, тоже борется с чем считает нужным, буквально упиваясь вершимым насилием. И попутно произносит псевдомудрости, подобные тем, что в «Брате 2» были приняты массами с пафосным воодушевлением. «Мое слово кремень», – раз за разом повторяет начинающий мент и ни секунду не сомневается, что сила вовсе не в правде, а в … силе. А еще невольно вспоминается социально-острый для своего времени «Плюмбум, или Опасная игра» (1986 г.) Вадима Абдрашитова, герой которого решил стать «санитаром общества» и не заметил, как переступил за рамки здравого смысла. Видимо сегодня наступило «время плюмбумов», раз они водятся стаями, а это мало кого тревожит. А вот «Кремень» вызвал у многих раздражение. Например, топ-критик Сергей Курдрявцев оценил фильм лишь в 2 балла из 10: «История рассказана упрощённо и схематично, порой даже жёстче и кровавее, чем в «Грузе 200». Но Мизгирёв ещё пытается остаться в рамках былых парадигм и критериев, ищет по традиции «хорошее в злом человеке» и стремится показать, как зло проникает внутрь того, кто преисполнен благих намерений, которыми, разумеется, вымощена дорога в Ад. Однако трактовка этого Ада, коим является, конечно же, сегодняшняя Москва, поразительно схожа с топорным и кондовым представлением «советских ужасов» образца 1984 года в произведении его старшего коллеги Алексея Балабанова».
Kremen_2Грани. Как вы понимаете, в подобных отзывах проглядывается не только киноведческая оценка, но и неприятие социального подхода. И надо признать, есть из-за чего. Российская столица действительно представлена словно гнездо порока, в котором стражи порядка, в моральном плане, не менее ужасны, чем преступники. Мне со стороны трудно судить про нюансы московских реалий, но, полистав блоговые отзывы на «Кремень», не заметил, что москвичей такой подход обидел. Зато, ознакомившись с впечатлениями москвичей о посещении моего Минска, обратил внимание на то, что российские гости очень высоко оценивают наших милиционеров, которые без нужды «не душат», а при контактах проявляют вежливость. Это значит, что для них таковое отнюдь не норма. Хотя совершенно очевидно, что без перехлеста (художественного преувеличения) в «Кремне» не обошлось. Тем более что в ткани ленты легко вычленить и сцены в традициях перестроечного кино, уже привычно именуемого «чернухой».
О сюжете. Отслужив в армии, в которой, по собственному уразумению, научился многому хорошему и получил закалку, словно кремень, Антон Ремизов, игнорируя родной Альметьевск (Татарстан), отправляется в российскую столицу. Прежде всего, он намерен разыскать одноклассницу Зину, которую считает своей невестой. Парню и в голову не приходит, что та прислала ему свою фотографию, вместе с поздравлением с праздником, лишь для того, чтобы поддержать воина и давно забыла про это общественное поручение. Ее папа, дядя Коля, сосед Антона по Альметьевску, перевез семью в Москву, где пытается закрепиться на ниве авторемонтного бизнеса. Неожиданное появление земляка ему не в радость, в каждом из них он видит просителей денег. Впрочем, куда опаснее безжалостный милицейский рэкет. Также уже успевший от него пострадать, не расстающийся с гранатой и одержимо смелый Антон, тоже становится … ментом. Он одержим желанием вернуть отобранную машину будущему тестю, но попутно быстро набирается цинизма, наглости, национализма, алчности… И не отворачивает глаз, видя, например, измывательства над бесправными гастарбайтерами. Так что и способы достижения ответного чувства со стороны Зины подбирает соответствующие своему новому статусу… В этой истории много сцен насилия, издевательств, а ближе к финалу разворачивается масштабная кровавая бойня, но в «Кинопоиске.Ру» «Кремень» все равно представлен, как криминальная комедия. Наверное, с таким подходом воспринимать фильм проще. Однако у меня не получилось…
Kremen_3Будто искры. В «Кремне» много броских фраз, но особенно запоминаются: «Твердость не тупость» и «Помогай мне тебя прощать, помогай» (это когда избитый человек еще внутренне не сломлен). Слоган картины – «Здесь Москва, а не гражданка…», но ее герои будто бы пользуются другой раскрученной рекламной фразой – “Бери от жизни всё». По словам режиссера Мизгирёва, кстати, сценариста ранее представленной в рамках данной рубрики «Каменной башки», его “Кремень” – это история о том, как человек чуть не вычерпал из себя человеческое. Но вовремя остановился».
Персоналии. В ленте не заняты популярные актеры, что в художественном плане, скорее плюс. Не привлекательный, но выразительный 20-летний москвич Евгений Антропов сыграл на сегодня единственную для себя роль. Любопытно, как у него сложится в дальнейшем или же в истории он останется лишь, как Кремень? Дебютантка и его партнерша Анастасия Безбородова, но она продолжает сниматься.
Прочая информация. Фильм активно демонстрировался на кинофестивалях. Его создатели удостоены приза им. Р.В.Фассбиндера на МКФ в Мангейме и премии жюри на МКФ в Марракеше. На фестивале «Кинатавр» (Сочи) завоеваны премии за дебют и за сценарий А.Мизгирёва и Ю.Клавдиева («Все умрут, а я останусь»). Гран-при на МКФ правозащитных фильмов “Сталкер” (Москва). Музыка знаменитого Филиппа Гласса («Мечта Кассандры»). Сборы в России $0,09 млн.

“РЕСЛЕР”
Wrestler_2The Wrestler, США – Франция, 2008, 111 мин., R. Реж. Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Пи», «Фонтан»); в рол.: Микки Рурк (Рэнди “Таран” Робинсон), Мариса Томей (Кэссиди/Пэм) Ивэн Рэйчел Вуд (Стефании), Тодд Барри (Вэйн), Эрнест Миллер (Боб/Аятолла), Джуда Фридлэндер (Скотт Брэмберг), Марк Марголис (Ленни), Грегг Бело (Ларри Коэн), Томми Фарра (Томми), Роберт Д.Сигел (берет автограф у Тарана)
Жанр. Драма.
Реслинг (Wrestling). В русскоязычном значении – это театрализовано-постановочная борьба, в которой победитель предопределён. Профессиональный реслинг особенно популярен в Северной Америке и Японии. Лучшие бойцы – кумиры наций, хотя я, если честно, не совсем понимаю смысл этой забавы. Получается, что, по сути, похоже на куда более любимое на постсоветском пространстве фигурное катание, которое в версии ныне невероятно популярных телешоу, с участием профессионалов и звездных любителей, тоже своеобразные поддавки. Только вместо подкруток и тройных тулупов – в реслинге – селлинг (Selling), т.е. изображение сильной боли и повреждений и, например, спот (Spot) – оригинальный прием для вызывания реакции зрителей. Представляемый фильм можно считать и производственным, и учебным, ведь после его просмотра вы будете знать о реслинге намного больше, чем ранее. Тем более что в нем снялось более двадцати профессиональных бойцов, включая звезд своего цеха. Так что не забыты интересы и фанатов реслинга.
Wrestler_1Воплощение. Режиссер Даррен Аранофски изначально ориентировался на Микки Рурка, который и фактурой, и биографией, и репутацией идеально подходит на роль Тарана. Однако боссы студии, предвидя проблемы и не веря в популярность Микки, настояли на кандидатуре – «оскароносца» Николаса Кейджа. Тот приступил к работе, однако быстро понял, что в должной мере ее не потянет, и благородно уступил роль Микки. Этому поспособствовали и старые друзья Рурка, видя возможность вернуть его в большое кино после 14-летней паузы. Разумеется, был риск. Как рассказывал актер, «Аранофски практически подставился, чтобы снять фильм со мной. Под меня было и денег найти сложно. Даррен заставлял меня все трюки делать самому, я любил его и в то же время ненавидел. В какой-то момент меня даже заменили другим актером, но затем этот парень слился. Режиссер поставил в своём офисе ринг и заставлял меня заниматься реслингом. А реслинг и мой бокс – это как пинг-понг и регби – два разных спорта. За 3 месяца тренировок я получил больше травм, чем за 16 лет в боксе. Только томографию головы приходилось делать трижды. Помню, Даррен кричал, что я отрабатываю роль лишь на 50%, а я ему отвечал – «Брат, я вообще не могу пошевелиться». Для меня это самая тяжелая роль в жизни, но и самый лучший мой фильм». Кстати, на съемках Микки на самом деле поработал в стиле ультравайлента, предполагающего настоящие порезы, оборачивающиеся эффектным обильным кровотечением.
Фактор Рурка. Микки родился 16 сентября то ли 1952, то ли 1956 г. в США в семье с ирландскими и французскими корнями. Рост 180 см. Был трудным подростком и сжигал энергию в боксерском зале. В 1975 г. порвал с прежним образом жизни и на одолженные сестрой деньги отправился в актеры. Получив хорошее образование, он быстро нашел себя в кино, став признанным романтическим героем («9.5 недель»). Рурк долго был востребованным, играя самые разные роли, в том числе у режиссеров-классиков. Однако этого его мятущейся душе было мало. Он заслужил репутацию скандалиста и вновь, и вновь уходил в бокс, получив множество травм, нарушив память. Лицо Микки подверглась массе пластических операций, в частности, ему был пересажен хрящ из уха, чтобы восстановить нос. Так что в «Реслере» мы видим вовсе не чудо деятельности гримеров и не привлеченного на съемки героя варварских мифов, а фактически самого Рурка.
Wrestler_8Москва Рурка. Давно не было столь громких визитов американских артистов в Россию, в рамках продвижения своих новых фильмов. Да, Том Круз был душкой и, рекламируя «Операцию Валькирия», поразил всех морозоустойчивостью при раздаче автографов. Но Рурк умудрился без особого хамства продемонстрировать поистине звездную отстраненность. Он появлялся в чопорных телепередачах, вроде программы «Вермя» и все начинало подстраиваться под него. А участие Микки в популярном юмористическом шоу ОРТ “Прожекторперисхилтон” и вовсе вызвало ностальгию по передачам конца 80-х, когда мы изумлялись на глазах рушившимся доселе незыблемым канонам. И вроде ничего особенного, люди пили водку и шутили, курили и пели, однако, пусть и невольно, но так смачно дали понять, что застой снова на марше…
О сюжете. 20 лет назад Рэнди Робинсон по прозвищу “Таран” был звездой реслинга. Однако заработанные деньги куда-то исчезли, и сегодня он не имеет собственной крыши над головой. Таран продолжает участвовать в боях, хотя если нужны деньги на съем домика, ему приходится укрощать гордыню и работать кем придется в супермаркете. Тем более что занятие реслингом довольно затратное. Приходится качаться и репетировать, лечиться и посещать массажиста, осветлять и завивать волосы, загорать и покупать допинг… Коллеги уважают Тарана, окружающие частенько его узнают, но это не приносит ни дивидендов, ни особого удовольствия. Он ощутимо прихрамывает, приходится маскировать изношенные вены, в быту пользоваться слуховым аппаратом, не говоря уж про болезни внутри организма, но выйдя на ринг, Таран все тот же, что и раньше, не жалеющий ни себя, ни противника. В обычной жизни он вполне добрый, даже надоедливых мальчишек привечает, а вот с родной дочерью отношения не сложились. И роман со стриптизершей Кэссиди тоже выглядит неловким. Но все это Таран готов терпеть, кроме невозможности выходить на ринг. Даже после инфаркта и с риском умереть…
Прочая информация. Фильм рассчитан на взрослую аудиторию. Съемки начались в январе 2008 г. и продолжались 35 дней, в основном в Нью-Джерси. Гран-при «Золотой лев» на МКФ в Венеции. Номинации на «Оскар»: Рурк и Томей. Премия BAFTA – Рурк. Номинация – 43-летняя «оскарная» лауреатка М.Томей («Мой кузен Винни»), которая, кстати, училась с режиссером в одной школе. Премии «Золотой глобус»: Рурк и песня Брюса Спрингстина “The Wrestler”, которую он написал по просьбе Рурка. Номинация – Томей. Премии «Независимый дух»: фильм, Рурк и съемки. Множество других регалий, среди которых премии различных ассоциаций критиков. Текущие сборы в США и Канаде $26 млн., а в остальном мире $15,8 млн. Бюджет $7 млн.

«ТАРАС БУЛЬБА»
Taras_3Россия, 2009, 100 мин., PG-13. Реж.-сцен. Владимир Бортко («Блондинка за углом», «Мастер и Маргарита», «Идиот»); в рол.: Богдан Ступка (Тарас Бульба), Игорь Петренко (Андрий), Владимир Вдовиченков (Остап), Ада Роговцева (жена Тараса), Магда Мельцаж (Панночка), Любомирас Лаучавичус (отец панночки), Владимир Ильин (Бывший кошевой), Юрий Беляев (Новый кошевой), Михаил Боярский (Мосий Шило), Сергей Дрейден (Янкель), Лесь Сердюк (Товкач), Александр Дедюшко (Кукубенко), Иван Краско (Бовдюг), Матлюба Алимова (Татарка), Борис Хмельницкий (Бородатый), Сергей Безруков (от автора)
Жанр. Героическая драма. Хотя сами создатели определяют жанр как не патриотично-исторический блокбастер. А вот модный критик Роман Волобуев озаглавил свою рецензию так: «Эксцентрическая комедия со вспарыванием животов». Официальный слоган фильма – «От любви до ненависти».
Гоголь. Первоначально премьера планировалась на ноябрь 2008 года, а перенесена к круглой дате писателя. Н.В.Гоголь (31.3.1809 – 4.3.1852 гг.) родился в местечке Большие Сорочицы Полтавской губернии. Он происходил из старинного украинского казацкого рода с польскими корнями. В возрасте 19 лет Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Сочинял он по-русски, но Украина была в его сердце. Особенно это отмечаю потому, что накануне юбилея обострился вопрос, чей Гоголь? «Він наш!», «Нет, он только наш!», – слышно с разных сторон, а между тем, сам «гений несчастный» написал в 1844-м: «…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом…»
Taras_2Милые бранятся, только тешатся? Не секрет, что отношения России и Украины складываются не гладко и в СМИ много пишут о том, что новый фильм (особенно учитывая неполиткорректность рекламы) подбрасывает дровишек в костер конфронтации. На мой взгляд, житие отдельными государствами – это отнюдь не означает, что народы перестают быть братскими. Это больше похоже на расселение жильцов коммуналки по собственным квартирам. И в этом свете, не стоит не только конфликтовать, но и навязывать, образно говоря, «тещину волю». Впрочем, единения в этом вопросе не было даже среди создателей ленты. Так, выросший под Львовом актер Богдан Ступка, обладающий взглядами, которые решительно не понравятся большинству россиян, как мне видится, очень четко очертил разницу в подходах. Он часто произносит слова Михаила Коцюбинского: “Перед тем как стать украинцем, нужно стать европейцем” и называет чушью разговоры про «уникальную украинскую ментальность». Россиянам, в массе своей, не близко желание быть европейцами, зато их очень раздражает любое преподнесение истории не с позиции интересов Москвы. Таковы реалии, а меня так и тянет «вставить свои 5 копеек»: а фамилия то у Тараса – белорусская…
Еврейский вопрос. Понятно, что на первом плане в фильме «украинский вопрос», но и от еврейского очень трудно уклониться. Ведь Гоголя принято осуждать за антисемитизм и во многом именно из-за «Тараса Бульбы». Режиссер Бортко в интервью «Зеркалу недели» так рассуждает на эту тему: «Это очень серьезный вопрос… Если украинцы и русские (или украинцы и поляки) как-то договорятся, то здесь посерьезнее. Постоянно думаю, как бы сделать, чтоб, не меняя ни слова в тексте, в то же время было понятно — что мы хотели сказать… И как вы говорите, «еврейский вопрос» в картине во многом будет решен через замечательного питерского актера Сергея Дрейдена. Он играет Янкеля. Манера его игры должна предполагать безоговорочную исключительную симпатию к этому персонажу. У Гоголя много сложных историй вокруг евреев. Вот появляется Тарас – и видит молящегося человека, Янкеля. И он снимает шапку, и ждет, когда молитва закончится. Может, даже в этом эпизодике кто-то почувствует, как один несчастный человек помогает другому несчастному человеку. А ведь оба несчастны — и украинец, и еврей. Тема очень деликатна. Мы долго работали над сценой, когда Дрейден-Янкель кричит: «Схватить жида, поймать жида, потому что все, что есть худшего в мире, это…». В этом крике истомная горечь. Это как бы парафраз Шейлока — в ином художественном разрезе».
Taras_1Первоисточник и экранизации. Поразительно, но «Тараса Бульбу» сочинял совсем молодой человек. Впервые он был опубликован в 1835 г., как повесть из «Миргорода». 7 лет спустя «Тарас Бульба» был изрядно переработан. При этом Гоголь активно использовал познания в истории и, видимо, дневники очевидца событий – польского капеллана Симона Окольского. О том, что это великое произведение, можно судить уже по экранизациям. Первым опытом (1909 г.) стал немой фильм А.Дранкова. Потом выходили ленты в Германии (1924 г.), Франции (1936 г.), Великобритании (1938 г.), США (1962 г.), Италии (1963 г.), Бразилии (сериал, 1966 г.), Чехословакии (1987 г.) и вот дошло до России. Обратите внимание, в СССР хрестоматийное произведение так и не дождалось перенесения на экраны. В мире наиболее известен голливудский фильм с Юлом Бриннером в главной роли и выдвигавшийся на «Оскар» за музыку.
Бортко. Этот режиссер (род. 7.5.1956 г. в Москве), к слову проживший 30 лет в Украине, в перестройку буквально потряс прогрессивную общественность фильмом «Собачье сердце», завоевавшим культовый статус. Если соотнести идеи из него вытекающие, то разве можно понять, почему в разгар работы над «Тарасом Бульбой» режиссер вступил в ряды КПРФ, став одним из интеллектуальных брэндов российских коммунистов. Правда, подходы у него весьма своеобразные, практически диссидентские. Бортко признается, что ненавидит Ленина (исказил Маркса), зато искренне и глубоко восхищается Путиным. Когда я встречаю подобные мировоззренческие конструкции, то проще воспринимаю даже, казалось бы, самые нелогичные поступки персонажей. Как, например, убиение Тарасом собственного сына, ибо любовь к родине и вере для него весомее, чем отцовская.
Тарас Ступки. Вообще-то 66-летний Богдан Ступка («Водитель для Веры», «Молитва за гетмана Мазепу») не так кряжист и могуч, как на картине Репина, но Бортко важнее были глаза Артиста, способные выразить любое чувство, от любви до ненависти. По мнению Богдана, Тарас – это самурай. Воевать – было его работой, а умереть в бою – самая высокая честь. Хотя, со стороны, так многие подвиги Бульбы сродни разбою, что еще раз говорит о том, что к событиям в Запорожской сечи нельзя подходить нынешними мерками.
Производство. Съемки начались в феврале 2007 года и заняли 9 месяцев, что достаточно динамично. А проводились они в Санкт-Петербурге, на острове Хортица, Бахчисарае (был конфликт с татарской диаспорой), Каменец-Подольском, Хотине, Аскании Нова, Киеве, Варшаве и Вроцлаве. В пяти крупных батальных эпизодах (на 60% экранного времени) занято 1000 эпизодников, 150 лошадей (группу обвиняли в их гибели) и около 100 каскадеров. Сшито более 2000 исторических костюмов. Первоначально в роли Остапа планировался Гоша Куценко. Музыка Игоря Корнелюка («Мастер и Маргарита»). Трюки с холодным оружием ставил американец Ник Пауэлл («Храброе сердце»). Бюджет $25 млн.

136 КОМЕНТАРИИ

  1. Сталкиваясь с проблемой выбора (совершаем ли мы крупную покупку или покупаем приятную безделушку), нам важно знать о качествах товара. Разобраться во всем многообразии товаров либо услуг помогут советы экспертов, которые можно найти в каждой статье, размещенной на этом сайте.

  2. Я бы сказала о монументальности, грандиозности некоторых сюжетов. А назвала бы – “нефильтрованный реал”. На мой взгляд, красота – это все-таки другое: лучшее, чистое, избранное, заставляющее трепетать и поражаться. Можно найти красоту во всем, но всё скопом – не есть красота. Имхо.

  3. Я бы сказала о монументальности, грандиозности некоторых сюжетов. А назвала бы – “нефильтрованный реал”. На мой взгляд, красота – это все-таки другое: лучшее, чистое, избранное, заставляющее трепетать и поражаться. Можно найти красоту во всем, но всё скопом – не есть красота. Имхо.

  4. Заказывая офисную перевозку мебели в нашей фирме, вы можете быть уверены в абсолютной исполнительности нашего персонала. Ведь быстрый и аккуратный квартирный переезд поможет вам сэкономить собственное время и нервы.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ